В жизни "Удаляющаяся с бала" кисти Карла Брюллова -
Графиня Самойлова. Она была то ли внучка графа Скавронского, а скорее внучка самого графа Потемкина. Ее бабку - одну из 6-ти своих племянниц-малолеток Энгельгарт граф Потемкин особенно любил - да и выдал ее за дурачка-Скавронского заочно, выслав того - без жены в Неаполитанское королевство. Жена приехала к мужу уже с нагуленными дочерями.
Графиня Самойлова, наследница графа Литте (своего отчима, второго мужа матери)- богатейшая сумасбродка России.
Карла Брюллова графиня Самойлова звала в лицо и на людях Бришкой; увезла архив графа Литте в Италию - который и по сей день не найден - с автографами Пушкина. Граф Литте -бывший мальтийский морской офицер, призванный еще Екатериной для войны со Швецией - был начальником над всеми камер-юкерами.
Объяснительные записки за свое отсутствие на высочайших придворных приемах и балах Пушкин писал именно Графу Литте.
Иван Бунин
«Помпея»
Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам! Но Помпея
Казалась мне скучней пустых могил,
Мертвей и чище нового музея.
Я ль виноват, что все перезабыл:
И где кто жил, и где какая фея
В нагих стенах, без крыши, без стропил,
Шла в хоровод, прозрачной тканью вея!
Я помню только древние следы,
Протертые колесами в воротах,
Туман долин, Везувий и сады.
Была весна. Как мед в незримых сотах,
Я в сердце жадно, радостно копил
Избыток сил - и только жизнь любил.
28 июля 1916 год.
Ни эта ли сумасбродка Графиня - "где какая фея"?
Какие еще феи в этом жутком городе?
Карл Брюллов делал для своего полотна наброски с натуры, и конечно, знал, что Помпеи слишком далеко от Везувия и никаких камней, ни ослепительного света от извержения там не было и быть не могло. По последним данным бедные жители погибли от химического и теплового воздействий.
И.А. Бунин, прохаживаясь по каменным улицам, думается, сравнивал Помпеи и полотно Брюллова, видел разницу между реалиями местности и великим вымыслом художника.
Промышленник Демидов оплатил 6-ти летнюю работу Карла Брюллова над картиной. Когда работа была закончена, Демидов сначала выставил картину в Париже, а потом привез ее на особо оборудованном корабле в Санкт-Петербург, и подарил картину Николаю 1.
Демидов - знаменитый уральский заводчик.
Получается - первая русская олигархическая живопись.
Когда картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию, царь вызвал художника Брюллова из Италии "на прием".
Карл Брюллов ехал в Зимний дворец - по Высочайшему вызову 6-ть месяцев!
Четыре из них провел в Москве, где познакомился и подружился с Александром Пушкиным
(в последний приезд Пушкина в Москву).
Приехал, наконец, великий живописец в Петербург.
Николай I, разрисовывающий полотна Зимнего дворца солдатиками, принял художника Брюллова и попросил написать картину, и предложил тему: Иван Грозный молится на переднем плане, а на заднем - войска берут и разрушают Казань.
Брюллов отказался.
Рисовал до отъезда - опять в Италию - уже навсегда - портреты, сделал совершенно гениальный набросок Гоголя.
И все же, мне кажется, Иван Бунин не очень восторгался "Последним днем Помпеи", мысленно сравнивая полотно с тем, что он видел в огромном, откопанным от пепла и земли городе...
Графиня же Самойлова - "Удаляющаяся с бала" растранжирила все свое огромное состояние и умерла во Франции в полной нищете.
***
Ни разгулом, ни интрижкой
Рим давно не удивить.
Все равно графиня с Бришкой
Здесь во всю пустились прыть.
И ходить не надо к бабке, -
Спесь нельзя, как порчу, снять.
Все потемкинские бабки
Славно в Риме прогулять!
До сих пор большая часть Помпеи еще под землей.
Граф Литте.