Константин Скворцов в "Новых Известиях".

Jan 20, 2020 01:18




Собеседник Анны Ахматовой, друг Евгения Евтушенко, Василия Белова, Владимира Солоухина, сосед по даче Фазиля Искандера, автор первого за тысячелетнюю историю русской словесности пятитомника пьес в стихах и лирических стихотворений - Константин Скворцов, его творчество и судьба - неотъемлемая часть духовной жизни России
Сергей Алиханов

Константин Скворцов родился в Туле в 1939 году. Окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (Южно-Уральский государственный аграрный университет). Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.

Автор 20-ти поэтических пьес, среди которых: «Пока есть музыка и память», «Бестужев-Марлинский», «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст», «Царские игры», «Ванька Каин». Спектакли по пьесам сыграны и продолжают идти во многих театрах России. По драматической поэзии Скворцова читаются курсы в университетах мира. Произведения переведены на английский, немецкий, сербский, арабский языки.

Творчество Скворцова отмечено премиями: имени А. И. Фатьянова, «За заслуги перед польской культурой» , «Человек года» (Кембриджский университет), имени М. Ю. Лермонтова, «Общественное признание», имени Э. Ф. Володина, «Светлое прошлое», имени М. Н. Алексеева, имени А. Т. Твардовского, имени С. Т. Аксакова, «Большой литературной премией России», «Александр Невский», «Золотой витязь», «Золотой Дельвиг».
С 1976 года по настоящее время - секретарь Правления Союза писателей России.

На этой неделе, во вторник, в редакции журнала «Москва» прошел творческий вечер поэта Константина Скворцова. И в этот день, как и в любой другой, из года в год! - пьесы в стихах Константина Скворцова идут во многих театрах по всей России.
Встреча в журнале «Москва» пролетела на одном дыхании - Константин Васильевич, глядя в лица собравшихся, ни разу не обратился к своему смартфону, все стихи читал наизусть - слайд шоу Творческого вечера:

https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/videos/10220617939981428/

Для драматической просодии Скворцова характерно предельное совершенство текста, ясность изображения и реальных, и вымышленных, и додуманных поэтом событий. Исторический масштаб, охват изображаемых сцен волшебно оживляемых рифмованной, ритмически организованной речью, при целенаправленном применении всего звукового состава языка, всегда и во всех произведениях позволяет Скворцову воплотить глубочайшие авторские замыслы. При всей сложности сюжетов, и у читателей, и у зрителей - всегда возникает перед глазами захватывающее художественное полотно и, как любит говорить Скворцов, «не отпускает».

Лирика поэта воссоздает русскую историю в текущем ее бытовании - зачастую печальном, тревожащем, но всегда берущем за душу. «Чувственно-предметные образы» узнаваемы, и бесконечно трогательны:

В глубинке русской посреди разрухи
У нищих окон, как у царских врат,
Сидели на завалинке старухи
И тихо пели, глядя на закат.

Ни радио хрипящего, ни света,
Ни вечных кур, ныряющих в пыли…
Остались только песни им…
И это
Взамен молочных речек и земли.

В чужие дали уходило солнце.
В чужие клети сыпалось зерно…
На мой вопрос: и как же вам живётся? -
Они глаза подняли озорно.

Святая Русь, не знавшая покоя,
Омытая слезами, как дождём,
Где б я ещё услышать мог такое? -
Чего не доедим, то допоём!..

Пронзительные эти стихи были прочитаны на Творческом вечере, видео-фильм «Поэзия эпохи» - https://youtu.be/BF6yyWgGv2k

Константин Скворцов в высшей степени современный, как сейчас говорят, продвинутый человек, и его писательский сайт, несомненно, один из самых насыщенных, объемных и профессиональных в русском литературном сегменте - http://skvortsovk.ru

Существует целая библиотеке исследований, статей и высказываний отечественных литераторов о творчестве Константина Скворцова.

Новелла Матвеева, поэт и бард сказала:
«...У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое «Я», и у Константина Скворцова - это Россия из себя и сам - из России, весь из нее - страны не монументально-картинной, а страны трагически незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново...».

Наш автор Сергей Арутюнов написал в журнале «Дети РА»:
«...каждый поэт - трубка единого органа, нота и возносимая, и возлюбленная.
Константина Скворцова удобнее всего отнести к отряду двадцатого века, но можно ли начетнически отделять слово от слова верстовыми столбами календаря?.. Именно последним словом - блоковским, беспощадным - пробивает навылет. Мог бы отшутиться, прикрыться высокопарностью… Скворцов, равно как любой искренний почвенник, - голос незатихающей тревоги, исподнего ужаса, проступающего в самых обыденных предметах...
Метка послевоенного поколения неисцелима: оно было обречено видеть и «промышленный рост», и «восстановление из руин войны», и обветшание страны, и гибель вековых укладов бытия. Если и чудится обетование, то беспризорное, а если мыслится призор, то один: вечно ждущее, исцеляющее небо...
Стихотворение о ювелирно украшенном топоре в музее Златоуста шепчет - да, по заслугам выставление, но не только же избы рубили, но и головы… чему ж кланяемся?.. История, география… что они, когда общим водоворотом загублено в очередной раз время, ассоциируемое Скворцовым с черно-зловещей мельницей, скрипящей вовремя подбрасываемыми в нее костями?

А наше величие - где оно? Далеко, в «безлюдье шумных городов», и коптит, и точно так же питается биографиями, как дровами...

Никто из русских поэтов от самого Ломоносова не мог избегнуть космогонического веротворения, и Константин Скворцов закономерно не избег этой участи. Каков бы ни был результат, видеть в поэте следует именно эту попытку...».

Фазиль Искандер, друживший с поэтом ни одно десятилетие, заключил:
«Люди, писавшие об истории России, чаще всего были или западниками или, так сказать, патриотами, то есть антизападниками. Скворцов, на мой взгляд, ни к одному из этих двух типов осознавания русской истории и русского человека не относится. Он превыше всего ставит поэтическую правду и оказывается убедительнее остальных...».

В Москве, на Поклонной горе, перед Центральным музеем Великой Отечественной войны установлены Щит и Меч Победы, на постаменте которых в золоте выгравированы слова:

«Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь.
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь - только умереть!..»

Эти строки написал Константин Скворцов. Верится, что и лирические стихи поэта останутся в сердцах его читателей:

* * *
Всё неспроста, родная…
Неспроста
Всплывают на бумаге строки эти:
Тебя ещё несёт по морю ветер,
А мне пора в укромные места.

Но я бросаюсь в воду с головой,
Когда другого берега не видно.
Я понимаю, это несолидно,
Но что поделать, если я такой?

Ты где-то там, на дальнем берегу,
Сидишь в своём магическом кругу.
Перед тобою царская посуда.

А я глотаю неба синеву
В последний раз, ведь я не доплыву,
Но я гребу с надеждою на чудо!

* * *

Я тебя не неволю ни в чём,
Я не буду стоять в карауле.
Не заставить трудящихся пчёл
Мёд нести в неназначенный улей.

Я не пасечник, я не жених.
Я иду по земле среди прочих.
У меня нет и прав никаких,
Кроме этих беспомощных строчек.

Говорят, что для мёда не срок.
Отчего же от края до края
Вся душа, как огромный цветок,
Распахнулась тебе, дорогая?

* * *
Здесь наше всё: и лип столетних царство,
И юный ветер, и весна седая…
Ты улетаешь в звёздное пространство,
Моей земной души не покидая.

Не боги мы, но нам тесна планета.
Мы голодны, но нам не нужно хлеба.
И ты, раскинув руки на полсвета,
Взираешь на меня глазами неба!

И ангелы небес кричат: «Мы с вами!»,
Даруя рифмы дерзкие поэтам …
Коль это можно выразить словами,
То лучше, друг мой, умолчим об этом!..

полностью -
https://newizv.ru/news/culture/30-11-2019/konstantin-skvortsov-nas-uchili-chto-rossiya-susha-okazalos-groznyy-okean

Новые Известия, Константин Скворцов, поэт о поэтах

Previous post Next post
Up