Евгений Харитонов - 50-летний Юбилей в Булгаковский доме - в "Новых Известиях".

Jan 19, 2020 17:57



На прошедшей неделе в театре «Булгаковский Дом» в честь 50-летия Евгения Харитонова прошел юбилейный вечер поэта. Свои выводы и оценки его крайне интересного творчества написал и Сергей Алиханов.

Евгений Харитонов родился в 1969 году в городе Железнодорожный Московской области.
Окончил филологический факультет и аспирантуру Московского педагогического государственно университета.
Автор поэтических книг: «Во-Ум», «НЕПрОЗА», «Внеклассное чтение», «Ямуямбурою», «Легко», «МИ НА МИ РА», «Последний день Земляничной поляны» (Книга-билингва), «This Is Visual Poetry» - визуальные стихи», «Die Roboter» (с предисловием Сергея Бирюкова), «Как этот дым», «Книга о…» - сборник, «Золушка кормит себя» - сборник.
Творчество отмечено премиями: журнала «Библиография», «Интерпресскон» (дважды), «Фанкон», «Мраморный Фавн», имени В. И. Бугрова, «Сигма-Ф» (дважды), «Серебряный кадуцей», «Булгакон» (Болгария), «Гравитон» (Болгария), «Бронзовый Роскон», журнала «Дети Ра», «Словесность», «Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка», медалью «Н.В. Гоголя», имени Александра Ройфе, Серебро Евразийского литературного фестиваля фестивалей «ЛиФФт».
Составитель первого полного собрания сочинений классика научной фантастики Александра Беляева (издательство «Эксмо»).
Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки. В молодости принимал участие во многих рок-группах. Главный редактор журнала «Другое полушарие».

В настоящее время работает руководителем литературных проектов «Российской Государственной Библиотеки Молодежи», шеф-редактор интернет-газеты о молодежи и для молодежи «Территория L».

Член Союза писателей России, Русского ПЕН-клуба.

Слайд-шоу юбилейного вечера можно посмотреть по этой ссылке -https://www.facebook.com/alikhanov.ivanovich/videos/10220779172212133/

Творчество Евгения Харитонова доказывает, что авангардизм в поэзии - это отнюдь не способ борьбы с пережитками прошлого, или «пережитками нового» (Евгений Евтушенко), и вовсе не в стремлении преодолеть, так сказать, социальные антагонизмы. Поэзия Харитонова - это явление, выраженное постоянным поиском новых и фонетических, и лингвистических форм. И поиск этот имманентно присущ поэзии, как и искусству в целом. Просодия Харитонова всегда была «впереди идущей», но вовсе не потому, что призывала деструктурировать социальные формации. Его стихи захватывают молодежь исключительно своим соответствуем культурологическим и информационным трендам. Импровизированный спектакль по стихам поэта, блестяще сыгранный молодыми актерами, был подарком и юбиляру, и всем собравшимся зрителям, и гостям. Готовили и репетировали этот спектакль - в благодарность своему наставнику - актеры, уже ставшие звездами в других театральных коллективах.
Жажда обновления приводит к поиску новых художественных средств. «Выразить невыразимое» оказывается просто:

Страшнее всего не забвенье.
Страшнее всего уйти,
не успев
надкусить своё Время,
не прочитав его писем,
не потрогав языком,
не пережав словами,
не сказав на излёте:

«Я знаю, где жил,
знавал я то Время!
Я его раскусил!»

И убегающее от нас время приобретает не рафинированный и элитарный характер, мчащихся мимо блестящих лимузинов, а само возвращается к нам, и становится нашим. Вдруг - благодаря строкам поэта - приходит понимание, что время принадлежит нам самим - людям, его проживающим. Возвращенное ощущение времени возрождает и чувство собственного достоинства, и все это благодаря поэзии Евгения Харитонова.

Видео-фильм «Поэзия поиска» - https://youtu.be/zJlQFM2g1rI

Данила Давыдов поэт, критик, и наш автор в «Книжном обозрении» замечает: «Метод Харитонова можно назвать умеренным поставангардом; склонность к деформации стихотворной ткани не мешает поэту существовать в традиционном лирическом модусе…».

Поэт Александр Карпенко анализирует: «Тезисно-образное мышление Евгения Харитонова тяготеет к самоиронии и мягкому юмору. Верлибры Евгения поражают своим разнообразием: наконец-то понимаешь, что значит «свободные стихи». Слишком длинные слова поэт, не особо стесняясь, разбивает по слогам и разносит по разным строкам. Так образуется ритмика, разбивающая, казалось бы, аморфный верлибр. Метафоры в такой поэтике - не самоцель. Но, если они «случаются», это запоминается надолго...».

Ведущая Юбилейного вечера, создатель «Поэтического календаря», поэт Татьяна Виноградова, открывая праздник, прочла со сцены замечательное эссе, в котором пульсирует литературная жизнь! Это эссе она любезно разрешила процитировать:

«Евгений Викторович Харитонов - человек не просто очень талантливый, причём разносторонне талантливый, но и очень добрый. Он мой брат во литературе, мы группу авангардистов «Другое полушарие» вместе с ним и Георгием Геннисом в 2007 основывали, как-никак (до этого литгруппировка носила придуманнное Женей же название «СССР» - «Соблазним Своими Стихами Родину». И ведь соблазнили! И вот весь он такой, добрый, с блестящим чувством юмора, экспериментатор и придумщик, но при этом серьёзный и положительный. С таким можно пойти в разведку. Я бы пошла.

И знаю я Харитонова, страшно сказать, аж с 2002 года! В 2005-м создала обложку к его четвёртой книге стихов «Внеклассное чтение», за эту книгу в 2006 он был удостоен Премии Союза литераторов РФ «Словесность»… Я писала о нём как критик, мы вместе осуществляли разные безумные авангардные проекты… Женя и по сей день - бессменный главный редактор журнала литературного и художественного авангарда «Другое полушарие», который издаётся с 2007 года, выходит при поддержке Международной Академии Зауми и является экспериментальной площадкой для множества творческих личностей и творческих проектов. 9 декабря Жене исполнилось 50, и это просто удивительно. Потому что всякие юбилеи, даты и прочий официоз с ним ну никак не вяжутся, очень он… неформальный.

Весь такой, повторюсь, разносторонне талантливый и очень творчески щедрый. И как-то между делом, легко, «как бы резвяся и играя», делающий большие, важные и нужные дела - как в собственном творчестве, так и вдохновляя на креатив других.

Но прежде всего Евгений именно поэт, вот из моей рецензии на книгу его стихов под провокативным названием «ЯМУЯМБУРОЮ»: «Харитонов роет яму ямбу, пытается уйти от традиции, органично вливаясь в традицию авангарда. Но и от неё, от спиральных кирпичиков Крученых и Бурлюка, он тоже уходит. Куда? В наш век. Со всей его жестокостью и прозой… Этот поэт взирает на мир с отчаянием и наивностью ребенка. Но одновременно ухитряется задействовать и «жало мудрыя змеи» («…когда-нибудь // старость усталость отрежет // мой едкий смешливый // змеиный язык» - так интерпретирует тему сам Харитонов). На формальном уровне он всё время ищет какие-то новые грани поэтического языка. Как отмечает поэт и литературовед Данила Давыдов, «среди источников Харитонова - и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного верлибра - Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, - но и фольклор, и обыденная речь» ...».

«Новые Известия» поздравляют Евгения Харитонова с замечательным Юбилеем и желают новых озарений, вдохновения и новых книг!

И вот стихи:

* * *
в кровоподтеках нажитых болезней
в рубцах исчерпанной любви
лежу на диване
крошащимися зубами
пережёвывая буквы
слушаю как седыми волосками
из меня выползает время
09.09.2005/2007

УТОПИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Сбежать
на самый дальний,
забытый самый,
стороной
обходимый всеми
кораблями всеми -
остров
и создать
новую цивилизацию с нуля.

Махонькую, немноголюдную,
чтоб кислорода было побольше,
а точек зрения поменьше.
Я назову это место
Утопией Для Людей

8 ноября 2012

* * *

Как невозможно быть
как невозможно вне быть
невозможно как-то
вне политики возможно
быть
нельзя

10.07.2016. Переделкино

полностью - https://newizv.ru/news/culture/14-12-2019/evgeniy-haritonov-greemsya-i-sgoraem-pod-zelenoy-lampoy-klassiki

Новые Известия, Евгений Харитонов, поэт о поэтах

Previous post Next post
Up