"Я помню только древние следы, протертые колесами в воротах..."

Jul 27, 2017 15:34

В картине Брюллова "Последний день Помпеи" пару раз изображена графиня Самойлова -



"Удаляющаяся с бала".

В жизни эта красавица - то ли внучка графа Скавронского, а скорее внучка самого графа Потемкина. Ее бабку - одну из 6-ти своих племянниц-малолеток Энгельгарт граф Потемкин особенно любил - да и выдал ее за дурачка-Скавронского заочно, выслав того - без жены в Неаполитанское королевство, а потом жена приехала к мужу уже с нагуленными дочерями.

Графиня Самойлова, наследница графа Литте


(своего отчима, второго мужа матери)- богатейшая сумасбродка России.

Карла Брюллова графиня Самойлова звала в лицо и на людях Бришкой; увезла архив графа Литте в Италию - который и по сей день не найден - с автографами Пушкина - граф Литте (бывший мальтийский морской офицер, призванный еще Екатериной для войны со Швецией) был начальником над всеми камер-юкерами -
объяснительные за свое отсутствие на высочайших придворных мероприятиях Пушкин писал именно ему.
Графиня Самойлова - "Удаляющаяся с бала" растранжирила все свое огромное состояние и умерла во Франции в нищете.

Ни эта ли сумасбродка графиня - "где какая фея"?

Какие еще феи в этом жутком городе?




Карл Брюллов делал для своего полотна наброски с натуры, и конечно, знал, что Помпеи слишком далеко от Везувия и никаких камней, ни ослепительного света от извержения там не было и быть не могло. По последним данным бедные жители погибли от химического и теплового воздействий.

И.А. Бунин, прохаживаясь по каменным улицам, думается, сравнивал Помпеи и полотно Брюллова, видел разницу между реалиями местности и великим вымыслом художника.

Промышленник Демидов оплатил 6-ти летнюю работу Карла Брюллова над картиной, сначала выставил картину в Париже, потом привез ее на особо оборудованном корабле в Санкт-Петербург, и подарил картину Николаю 1.

Демидов - знаменитый уральский заводчик.

Получается - первая русская олигархическая живопись.
После того, как картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию, царь вызвал Брюллова из Италии "на прием".
Брюллов ехал в Зимний дворец 6-ть месяцев.
Четыре из них провел в Москве, где познакомился и подружился с Александром Пушкиным
(в последний его приезд в Москву).
Приехал, наконец, Карл Брюллов в Петербург.

Николай I, разрисовывающий полотна Зимнего дворца солдатиками, принял художника Брюллова и попросил написать картину, и предложил тему - Иван Грозный молится на переднем плане, а на заднем - войска берут и разрушают Казань.

Брюллов отказался.

Рисовал до отъезда - опять в Италию (уже навсегда) портреты, сделал совершенно гениальный набросок Гоголя.

И все же, мне кажется, Иван Бунин не очень восторгался "Последним днем Помпеи", мысленно сравнивая полотно с тем, что он видел в огромном, откопанным от пепла и земли городе...

До сих пор, кстати, большая часть Помпеи еще под землей.




Первым делом в Помпеях я сфотографировал римские следы:




Иван Бунин
«Помпея»

Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам! Но Помпея
Казалась мне скучней пустых могил,
Мертвей и чище нового музея.

Я ль виноват, что все перезабыл:
И где кто жил, и где какая фея
В нагих стенах, без крыши, без стропил,
Шла в хоровод, прозрачной тканью вея!

Я помню только древние следы,
Протертые колесами в воротах,
Туман долин, Везувий и сады.

Была весна. Как мед в незримых сотах,
Я в сердце жадно, радостно копил
Избыток сил - и только жизнь любил.
28 июля 1916 год.








Брюллов, Иван Бунин, Помпея

Previous post Next post
Up