Как-то даже неловко мне в какой-то степени говорить сейчас об Афганистане. Хотя бы из тех соображений, что подавляющее большинство аудитории погружено в бездну геополитики, которая, на мой взгляд, является непримиримым конфликтом между правым полушарием головного мозга и собственным левым. Боюсь быть неуслышанным. Ведь, словами французского философа Жан-Поль Сартра, высказанными им в сороковых годах прошлого века в пьесе "За закрытыми дверями", ад - это другие. Правда нынче упоминать цитаты Сартра в светской беседе - моветон из-за ультралевизны последнего, але це таке... 😏 Любопытно, что сам текст пьесы не является ни правым, ни левым, да и, на удивление, не отсылает прямо к ксенофобии. Скорее, вызывает интерпретации, подспудно создаёт впечатление липкого кошмара, аффекта ужаса перед чужими. С другой стороны, обитатели манямирка сегодня по мановению волшебства превратились из сетевых эпидемиологов-вирусологов в ИксперДов по Афганистану, а это тоже не добавляет мне стимула оказаться в числе последних. Здесь хотелось бы уточнить, что пресловутый скрепненький патриархальненький лубочнненький манямирочек располагается не в определённом месте, или на территории, а, скорее, является образом мышления или состоянием эмоциональной квинтэссенции (душонки). К тому же демократические идеи, позиционируемые Джо Байденом, симпатичны мне, а его трагическое решение осуществить вывод войск из этой многострадальной страны, считаю роковой ошибкой. Таким образом заочно полемизирую с Президентом США. Вряд ли, конечно, он меня услышит, однако для меня это и не критично.
Умирать за слабых, обездоленных и скудоумных - привилегия сильных, богатых и интеллектуальных. Напомню, что американские налогоплательщики не возражали против ввода войск в Афганистан в 2001-м, когда талибы отказались выдать главу Аль-Каиды Усаму бен Ладена. Теперь мне представляется верхом лицемерия оправдывать себя тем, что граждане США, якобы, не должны тратить триллионные средства и жизни военнослужащих. Позорный исход США из Афганистана ляжет несмываемым кровавым пятном на современную историю. И даром, что начал процесс сдачи #Брундуляк, в свою бытность Президентом. Пожинать плоды придётся нынешнему хозяину Белого дома. Чрезвычайно больно смотреть на несчастных афганцев, поверивших в идеалы свободы.
Впрочем, все мы-[отнюдь не] сапиенсы во всём мире страдаем/наслаждаемся своими влажными грёзами/фобиями, так что, ничего нового.
Напоследок, как обычно, вспомнилась хохма, связанная с антигероем публикации. В холле станции экстренной медицинской помощи родного города, где я много лет трудился врачом, на стене висела гравюра с изображением Авиценны (Абу Али Ибн Сины). Для справки, жил он в Персии близ Бухары на рубеже между первым и вторым тысячелетием нашей эры и был, кроме всего прочего, корифеем лекарского искусства, так как наука в те времена существовала постольку, поскольку в неё верили посвящённые естествоиспытатели. Во всяком случае, парадигма медицины, основанной на доказательствах не включала в себя мультицентральные рандомизированные плацебо контролируемые двойные слепые исследования. Разумеется, аутентичного прижизненного портрета, в котором отображались бы реальные черты философа, астронома, математика, литератора и врача, по понятным причинам не существует (ислам не приветствует изображение лика), поэтому мы можем судить о внешности Авиценны лишь умозрительно, исходя исключительно из представлений о том, как должен был выглядеть представитель учёной знати тех времён. К чему такое длинное предисловие? Однажды ко мне на станцию заскочил мой приятель, не имеющий никакого отношения к медицине. Посмотрел он на стену на лицо с окладистой бородой в чалме, понимающе ухмыльнулся и пробормотал: "Хм... Усама бен Ладен?"