Все правильно. Но если мы говорим о законе, то я бы соотносил его не совестью, а со справедливостью. Совесть - это свойство личности. У кого-то она есть, а у кого-то нет, и не стоит на нее рассчитывать. А справедливость - это понятие вполне конкретное, лежащее в основе существования человеческого сообщества. Закон и его применение должны быть в первую очередь справедливы.
Извините, но Вы не вполне правы. Это понятия близкие, но тождественные. Позволю себе повторить: Совесть - это свойство отдельной личности, а справедливость - это принцип, стремление к осуществлению которого является основой существования и развития всей человеческой цивилизации.
Можно я тоже выскажусь? Совесть и справедливость совсем не синонимы. В пределе, человек полностью лишённый совести будет считать справедливым только то что хорошо для него.
Да, именно так. Но есть небольшое уточнение: то что будет считать справедливым он, не будут считать справедливым окружающие) А понятие справедливости вырабатывается не индивидуумом, а обществом.
Если уж быть максимально точным, то совесть - это более религиозная категория. Считается, что совесть в человеке заложена Богом. Сделал человек плохой поступок, у него проснулась совесть и ему стало стыдно. Справедливость - это категория общественная. В умерено консервативной России, совесть и справедливость - близкие понятия. В постхристианских западных странах, считается справедливым, что гомосексуалисты и гетеросексуалы, должны обладать равными правами. В некоторых мусульманских странах, считается справедливым за педерастию убить.
Просто у верующих людей иррациональное сознание, а атеисты верят в то, что воспринимают органами чувств и могут объяснить. Атеист по-другому объясняет природу совести и может называть это чувством справедливости.
Спасибо. Теперь понятнее. Но, на сколько я понимаю, верующие мучаются совестью тогда, когда они совершают плохие поступки, которые являются несправедливыми, поскольку нарушают заповеди Бога (не убий, не укради и т.п.). Т.е. атеист и верующий по разному рассматривают источник справедливости. Верующий полагает, что справедливость от Бога, а атеист считает, что содержание справедливости выработано обществом. Но обоих случаях совесть является проявлением личности, вторичным по отношению к представлениям о справедливости.
Я сразу в догонку ещё комментарий напишу, чтобы лучше было понятно. Есть такой писатель Карлос Кастанеда, который написал серию книг по магии мексиканских индейцев. Он писал, что есть такие магические понятия: тональ и нагуаль. Мир представляет собой хаос - наугаль. Нагуаль - это понятие иррациональное. Тональ - это то, как мы понимаем мир, через наше сознание. Как только, мы пытаемся объяснить с рациональной точки зрения, что такое наугаль, наугаль сразу становится тоналем. Нагуаль, можно понять, только отбросив размышления и начать созерцать внутрь себя. Тоже самое, мы не можем объяснить, что такое совесть.
Я не считаю, что Кастанеда усложняет. Мы часто из -за закомплексованности сознания, неправильно понимаем вещи и события. Но важно, найти разумный баланс между между рациональным и иррациональным.
Совесть - это свойство личности. У кого-то она есть, а у кого-то нет, и не стоит на нее рассчитывать.
А справедливость - это понятие вполне конкретное, лежащее в основе существования человеческого сообщества.
Закон и его применение должны быть в первую очередь справедливы.
Reply
Reply
Позволю себе повторить: Совесть - это свойство отдельной личности, а справедливость - это принцип, стремление к осуществлению которого является основой существования и развития всей человеческой цивилизации.
Reply
Reply
Но есть небольшое уточнение: то что будет считать справедливым он, не будут считать справедливым окружающие) А понятие справедливости вырабатывается не индивидуумом, а обществом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Но, на сколько я понимаю, верующие мучаются совестью тогда, когда они совершают плохие поступки, которые являются несправедливыми, поскольку нарушают заповеди Бога (не убий, не укради и т.п.).
Т.е. атеист и верующий по разному рассматривают источник справедливости. Верующий полагает, что справедливость от Бога, а атеист считает, что содержание справедливости выработано обществом. Но обоих случаях совесть является проявлением личности, вторичным по отношению к представлениям о справедливости.
Reply
Reply
Я только хотел акцентировать Ваше внимание на том, что в любом случае совесть вторична от справедливости.
Reply
Reply
Но я полагаю, что Вы, вслед за Кастанеда, несколько все усложняете)
Reply
Reply
Тем более, что Кастанеда не читал.
Reply
Reply
Leave a comment