На выходных посетили могилу Льва Николаевича. Давно хотели увидеть, но все как-то не срасталось. Признаю, стыдно. И вот наконец-то решились. Не взирая на сугробы, мы выбрали выходные и поехали в Ясную Поляну. Если кто не в курсе, то этот скромный холмик на фотографии выше ни что иное, как место захоронения великого русского писателя и мыслителя серебряного века, Льва Николаевича Толстого. Удивительно и как-то непривычно, видеть на месте захоронения пустырь с весьма невзрачной гробницей, вместо пышных памятников и обелисков. К слову, писатель был из дворянского рода и носил титул графа. Согласитесь, не часто встретишь могилу аристократа внешне не отличающуюся от мужицкой. Как бы это не казалось странным, такое захоронение пожелал сам писатель. Так сказать, последняя воля.
Книги писателя известны во всем мире и переведены на множество языков. Чего стоит фундаментальный труд «Война и мир», который, к слову, значится в списке 10 лучших книг всех времён (The 10 Greatest Books of All Time) составленном
Time. Хотя сам писатель в поздние годы говорил следующее:
«Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану»
Из письма А.А. Фету 1871год.
Или вот другие строки Льва Николаевича:
«Люди любят меня за те пустяки "Война и мир" и т. п., которые им кажутся очень важными»
Из дневника писателя 6 декабря 1908 года.
Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил:
«Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку. Я приписываю значение совсем другим своим книгам». В том же году Толстой так охарактеризовал роль своих художественных произведений: «Они привлекают внимание к моим серьёзным вещам»
Такой слом мировоззрения произошел с писателем в преклонном возрасте, за что он не редко осуждался современниками. Некоторые, особо возмущенные таким поведением, намекали на душевное расстройство. Это не удивительно. Его трансформация с юных лет удивляла близких. Так, заядлый гуляка в молодости, разворачивается в сторону военной службы, отправляется из Москвы прямиком на Кавказ, где участвует во многих стычках с горцами. Позже, он один из героев обороны Севастополя. После службы начинает писать и становится классиком современности. Затем отворачивается от церкви, видя в этом институте только вред. Ведь так часто церковь благословляет войны, казни, гонения и разделения между людьми. Однако писатель не отрекался от бога, он считал: «Между человеком и Богом не должно быть посредников». За что его в 1901 году решение Синода отлучили от церкви. Постепенно Лев Николаевич уходит в откровенный аскетизм и отдаляется от родных. Занимается философскими исканиями, которое в дальнейшем выльются в движение толстовцев - религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX - начала XX веков. Зачастую его мысли и поступки не находили понимания среди близких. Отказ от крестьянского труда или отречение от авторских прав - могло полностью разорить семью и оставить потомков без дохода от книг. Большая семья не могла и не хотела идти на такие риски, видя в подобном не высокий посыл, а старческий каприз. Альтруизм в то время имел форму исключительно напускной заботы и высокопарных слов в литературных салонах. А тут человек не только помогал, а ещё старался полностью погрузиться к крестьянскую жизнь: сам возил воду на весь дом, вставал за плуг, колол дрова, шил сапоги. На закате своих лет философ идеалист желал спасти мир, приведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни.
Изо дня в день он писал статью, которая превращалась в книгу-дневник. Называется она «Так что же нам делать?». В ней рассказывается о том, как живут люди в Москве, как они дичают от голода и как равнодушны к ним другие, сытые люди. Видя трудности крестьянской жизни, Лев Николаевич, как-будто заглядывает вперед и предупреждает: «Не спите, горят балки в вашем доме, тлеет ваша судьба. Придет возмездие. Люди рядом с вами несчастны, и это вы их ограбили».
Лев Николаевич Толстой был номинирован несколько раз на Нобелевскую премию по литературе в 1902-1906 годах и на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 годах. Однако позже он отказался выдвигаться на премию. Свой отказ российский писатель объяснил тем, что ему не нужны деньги от премии, просто потому, что он не знает, что с ними делать. Деньги для него - одно из многочисленных материальных благ, которые, по мнению Толстого, обременяют. Еще одна причина отказа - честь и удовольствие от выражения сочувствия со стороны большого числа лиц, которые принимают участие в награждении.
Писатель до последних дней своей жизни не переставал удивлять родных и близких. Его мысли и сейчас, в эпоху гуманизма и терпимости, способны вызвать немало споров и дебатов, что говорит о неготовности общества принять идеи автора. Про жизнь Толстого нужно писать отдельный пост. А если разбирать все его работы и мысли, то ни один кат не выдержит такого объема информации. Только углубившись в жизнь классика и приблизившись к его мировоззрению, начинаешь понимать желание быть похороненным без пышных торжеств в родном саду под обычной земляной насыпью.