6 сентября 1991 года в Грозном произошли массовые антиправительственные выступления, завершившиеся захватом правительственных зданий и захватом власти, так называемым, Конгрессом чеченского народа во главе с генералом Джохаром Дудаевым.
Кстати, 23-26 ноября 1990 года в Грозном оппозиционерами в лице националистов, лидеров неформальных политических группировок был создан Общенациональный конгресс чеченского народа, проведя свой съезд. Цинично назвав так свою радиальную организацию, они не менее нагло заявляли, что делегаты чуть ли не избирались от каждого, села, района Чечни. Председателем избрали жившего тогда в Эстонии Джохара Дудаева. Это был крайне пропагандистский ход, так как организаторы бунта понимали, что статус генерала и невовлеченность Дудаева в клановые истории внутри республики будут способствовать росту его авторитета. 27 ноября 1990 была заявлена идея создания чеченского государства «Нохчийчоь» и выхода его не только из состава РФ и СССР.
Того же 27 ноября 1990 года Верховный Совет ЧИАССР, избранный в марте того же года, принял Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики. Республика объявлялась суверенным государством, которое будет подписывать союзный и федеративный договоры на равноправной основе. По настоянию ингушей в документе была сделана оговорка о том, что республика не подпишет договоры до тех пор, пока не будут возвращены ингушские земли Пригородного района.
На первоначальном этапе был успех у Дудаева вплоть до апреля 1993 года, когда через роспуск парламента ЧР и расстрел неугодных политиков Дудаев узурпировал всю власть в республике. Кстати, слово "паччахь" в продудаевских СМИ впервые было употреблено. На смену власти на основе партийной системы пришли те кланы, что вместо строительства государства, (о чём заявлялось ими же), занялись диким грабежом тех богатств, что было у республики. Народное хозяйство к 1994 году было разгромлено под лозунгом "чеченской революции". Пропаганда Дудаева сказочно врало в ответ на недовольство населения этим положением, что, мол, это "рука Москвы". Оказывается, денно и ношно "проклятые русские грабили и убивали" в республике ....
Невозможно в этой связи упомянуть слова Сергея Филатова - тогда секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР. Дудаев поехал в Чечню с санкции советников Ельцина Геннадия Бурбулиса и Михаила Полторанина, заверив их в лояльности России, заявлял он. Кроме того, строго -настрого было запрещено местным правоохранительным органам препятствовать деятельности сепаратистов, которых Москва тогда назвала "чеченскими демократами". Фактически, благополучная республика с санкции Центра была отдана кучке политиканов и демагогов.
Наперекор единственно легитимному органу власти в 1991 году Временному Высшему Совету ЧИР (ВВС ЧИР планировал провести 17 ноября 1991 года выборы руководства республики и референдум - быть ей Чеченской или Чечено-Ингушской, коалиционный характер этого органа власти всё же не стал причиной консенсуса в политической среде) - 27 октября ОКЧН проводит свои президентские выборы, на которых Джохар Дудаев избирается президентом Чеченской Республики. А через три дня он заявит о выходе из России! По данным сепаратистского Избиркома, в выборах приняли участие 72 % избирателей, за Д. Дудаева проголосовали 90,1 %. Рыхлая республиканская власть это не признает, и в дальнейшем это отразится в том, что с 1993 года начнутся вооруженные стычки, переросшая в гражданскую войну, так как большинство чеченцев не желало войны с Россией. Слабости республиканской власти способствовало то, что ей было ясно, что за бездействие по событиям ГКЧП августа 1991 года, она себя никак не проявила. Вброшена была ложь о том, что Докку Завгаев подержал путчистов, толпа в это поверила. Сотнями автобусами с бесплатным проездом, обещание муки, сахара и мяса организаторам групп, а также особо ярким - квартиры в Грозном собрало разного рода лиц в центре чеченской столицы с сел региона. Массы людей стали, к сожалению, массовкой наихудших в дальнейшем военно-политических последствий. Отсутствие мировоззренческой грамотности, опыта политической борьбы в рамках естественного процесса и исторические обиды стали основой тех негативных явлений.
В 2002 году своим указом глава чеченской Администрации Ахмат Кадыров 6 сентября объявляет Днём гражданского согласия и единения. Это очень символично, так как олицетворяет путь к созиданию через объединение разрозненного общества и стремление к мирной жизни. Усилия Ахмата-Хаджи для консолидации общества ничем не умаляют вековые чаяния народа жить в мире и в обществе свободных людей. Это преобразование жёсткого сепаратизма в политический конструктивизм отражает закономерность процесса взаимоотношения региона и Центра.
Это решение стало не только судьбоносным для народа республики, но и отправной точкой тех положительных событий, что приобрели фактор необратимости, так как были поддержаны простым народом. Фактически, Ахмат-Хаджи стал и в этом деле ярким выразителем стремления людей к мирной жизни и созидательному труду. Символизм его решения объявить этот день таковым разрушает и пропагандистские античеченские выстрелы в адрес нашего народа.