Молодежная среда, естественно, неоднородна. Клокочущую консистенцию волнует и подбадривает внешние раздражители в виде информации, идеологии и религии. Будучи самой активной частью общества, молодёжь живо реагирует, конечно, по-разному.
В контексте отношения к войне особо ярко. Тому многочисленные свидетельства прошедших войн на территории ЧР. Религиозная повестка дня была искренне воспринята молодёжью республики, чему способствовала однобоко преподносимая пропаганда времён той Ичкерии, рост экстремизма и хищнически тогдашними властями эксплуатируемая тема кровавых, трагических исторических событий во взаимоотношениях с Россией. Казалось, что власти тогда только и грезят, что реваншем, готовые заплатить чужими жизнями любую цену.
На авансцену идеологической борьбы и пропагандистской работы вышли проповедники, конкретно говоря, новой для молодёжи доктрины, так называемого, "чистого Ислама". Внося внутри религиозного сообщества раздор и обособления себя в качестве единственного правильного учения, они довели сознание адептов до мысли отрицания веры у предшественников (предков, мол, те жили не зная религии, заблудшие) и права пролития крови соплеменников (суфии, муртадды, могилопоклонники). Осознание пагубности этой идеологии пришло не ко всем, но лучше поздно, чем никогда, как говорится.
Глашатаи пути в рай активно вели работу с молодежью в мечетях, на улицах республики. Их слушали, они были интересны из-за формы подачи тем и их содержания. Появилась своя уже местная прослойка проводников. Постепенно заостряя внимание слушателей на теме войны против России в формате джихада, они сами не спешили "в райские кущи", что стало типичным для них поведением. Они просто сбежали из республики за крайне малым количеством участников войны, что можно отнести к статистической погрешности. Их бритые физиономии так и блистали вдали от родной земли, без стыда и совести могли, например, сказать, что "они на разведке" ... Естественно, за их язык и деяния Бог им Судья. Такие составляют категорию "горлопанов". Чем пламеннее их речи, тем далеки от того, что прокламируют: трубадуры лицемерия.
В наше время убежавшие заграницу создали ряд движений, партий и прочее. Вполне респектабельно выглядя, они с теми, кто распространяет по миру самое худшее под видом свободы личности: лишь бы против России. С кем угодно получается в их случае ... Неужели не знают, что беспорядочные связи могут стать причиной более тяжкого, хронического заболевания? Отдавая свой проект "Ичкерия" или их идеологические противники религиозные экстремисты - "Вилаяты, да эмираты" тому же Западу для моральной и финансовой подпитки, стремятся придать вид политической благопристойности. Конечно, "политическая улица" Запада видела массу странных лиц.
Самые опасные в плане быстроты принятия решения, воодушевления идеями - это, как я их называю, "тихони". Они слушая, внимают, говоря, начинают действовать. Масса простых людей ищущих ответы на животрепещущие их вопросы, готовые действовать. Это не обязательно фанатики, порой далеко не они.
Борьба за умы - это широкий комплекс мер, начиная от экономики, завершая религией. Где перекосы становятся причиной роста напряженности. Соответственно, это борьба за будущее нации.