Религиозный космополитизм и Чечня

Apr 05, 2024 22:59



Известно, что после распада СССР на обширную территорию, где рухнула и и советская идеология, ринулись кому не лень из числа новоявленных проповедников, как я их называю, "ловцы человеческих душ". Резкий всплеск интереса к религии, поиск смысла бытия и себя не редко приводило к сектантству, даже к радикализации. Местные традиционные точки религиозного характера в виду десятилетиями пережитого прессинга и преследования со стороны властей на тот момент не смогли выстроить мало-мальски способную доктрину, чтобы противостоять пришлой идеологии и иного видения в религии.

Молодежь, очарованная нестандартным подходом в проповедовании и передаче сложных смыслов простым языком, хоть и не подавляющее большинство, но накапливала собой силу, что потом 7 августа 1999 года сыграет фатальную роль в жизни Чеченской Республики.

Немного истории, чтобы понять суть. Вооруженные до зубов люди, обработанные радикализмом, пошли в Дагестан "освободить от русских кафиров" - "на просьбы мусульман Карамахи и Чабанмахи спасти их от уничтожения" ... Те особо и не просили, кроме ряда аварских радикалов и террористов, что с ичкерийцами в 1998 году создали, так называемую, Шура. Созданная Багауддином Магомадовым (Кебедовым) весной 1998 года с целью построения в Дагестане исламского государства дагестанская Шура вливается в северокавказскую вооруженную структуру. Кебедов и его сторонники в апреле 1998 года в Грозном участвуют в учредительном съезде организации «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (КНИД), руководителем которой был назначен Шамиль Басаев. Идея организации - «освобождению мусульманского Кавказа от российского имперского ига». Под эгидой КНИД были созданы вооружённые формирования, в том числе, так называемая «Исламская международная миротворческая бригада», издевательство не закончилось, так как его командиром стал Хаттаб. Дагестанцы, чеченцы, арабы, ногайцы и другие составили интернациональную террористическую силу, что была использована "в слепую". Это стало причиной ввода российской армии в республику, и эта фаза войны была намного жестокой и кровавой, чем первая при Д.Дудаеве. Позиция А.Масхадова не способствовала поиску мирного решение возникшей проблемы, (так как вооруженные отряды вошли в Дагестан с территории ЧРИ, что объявила себя независимой), заключалась в отказе помощи Москвы, что предлагала совместными силами покончить с терроризмом. Масхадов просто переложил ответственность на Москву, чтобы, как он говорил, не начали воевать чеченцы между собой, лучше против общего врага. Романтизмом наполненная идея не имела ровным счётом ничего общего с реальностью, так как чеченцы не пошли бы друг против друга, так как в те годы ещё не глубоко пустила корни ваххабитская идеология. Люди видели, что под видом "очищения религии" приносит эта идеология простому народу.

Действительно, не редко эта идеология приводила к конфликтам в семьях и с представителями традиционных суфийских братств. Массированная пропаганда новых проповедников, нескрываемое финансирование различных околорелигиозных и образовательных проектов в республике привлекли внимание молодежи, которой никто не занимался. И это на фоне слабости пропагандистской и материальной базы у традиционалистов. Это потом у традиционалистов появится мощная база в виде получивших великолепное образование улемов ЧР, разных учебных заведений начального и высшего звена, но в то время на многочисленные вопросы молодежи отвечали, да, по-своему, пришлые. Они были почти непререкаемыми авторитетами. Кстати, в родной стихии - в Саудовской Аравии та идеология не мешает арабскому национализму, да и не только там, но почему-то требует повиновения, неукоснительного исполнения от неарабов под страхом Божьей кары ... Политика двойных стандартов - дело, показывающее истинные цели.

В традиционную чеченскую среду впился тренд вседозволенности, что опирается на особое религиозное (радикальное) видение. Например, не надо, оказывается, вставать перед старшими, можно их нагло поучать, обвинять даже в неверии и всех несогласных, а новоявленные снохи, вообще, не должны соблюдать традиции. Мол, об этом нет в Шариате! Следуя в этом арабской моде, их современным традициям, некоторым казалось, что это не только "чистый Ислам", но необходимая фронда, то есть вызов всему обществу. Соответственно, в новоявленной религиозной среде практикуется космополитизм. Мол, все мусульмане - братья, нет различия! Чем-то этот тренд напоминал мне ранний большевистский период.

Естественно, братья, но религия Ислам защищает право каждого народа на своё существование. Тому есть примеры, как из жизни сподвижников Медины во взаимоотношениях с мекканскими, когда первые даже были готовы отдать своих жен гостям в качестве жён, свои имущества, что запретил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он же, хоть и не любил, когда при нём вставали, когда он появлялся, всё же сам это практиковал. Да, порицал при этом тех, кто любит, ждёт, пока перед ним встанут при их/его появлении.

Абу Дауд привел от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха приходил к нам и рассказывал, мы вставали при встрече с ним, чтобы увидеть его входящего». А что делать с другим хадисом? -
«Действительно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел однажды, и к нему вошел его молочный отец. И он расстелил для него часть своей одежды, и тот сел на нее. А потом пришла его молочная мать, и он расстелил для нее край своей одежды с другой стороны. Затем, когда пришел его молочный брат, Пророк встал и посадил его перед собой», (Абу Дауд). А известный улем Ибн Абидин говорил в книге “Куньят”: «Вставание сидящего в мечети перед входящим в нее, так же как и вставание читающего Коран перед входящим, не является нежелательным, если тот из достойных почитания. Что касается хадиса Пророка (мир ему и благословение) запрещающего вставание, то это относится к людям, любящим, чтобы вставали ради них».

Этого не могли знать тогда жаждующие знаний, им давали то, что соответствует новой для чеченцев идеологии. Искренние устремления части молодежи стали основой, помимо всего прочего, для космополитизма - разрушителя традиционных ценностей. Советской власти за все её годы существования не удалось так разительно переформулировать сознание чеченца, как пришлая идеология. Она проста, но вместе с тем и бездушна и бездуховна. Она живучая, иначе после ликвидации этой идеологии в ЧР, она снова не подняла бы голос, мороча снова головы молодых, толпами не толкая их в ту же сирийскую катастрофу с 2011 года по 2018 годы. Не факт, что она окрепнет в случае ослабления власти. Всегда будут те, кто ради своих чисто политических и финансовых интересов не начнут массированную пропаганду "чистого Ислама". Что не удивит, зная, какие побочные последствия оставили прежние волны обработки сознания. Примечательно, что космополитизм сопровождается и упадком интереса к сохранению родного языка. Гибель местного языка - готовый "навоз" для другого народа.

Молодежь нашей республики обязана жить и развиваться, а не пополнять ряды фанатиков для решения чуждых целей, превращать свою Родину в рассадник античеченского общества. Каждый народ Всевышний создал со своими нравами и традициями, для мусульманина ясно, что следовать в этом надо тому, что не противоречит религии, но нигде не сказано,что надо свой край превращать в проходной двор! Промывка мозгов ведёт к трансформации менталитета, это не нужно обществу, что хочет остаться традиционным. Речь не о формальном догматизме, а элементарно о национальном самосохранении.

радикализм, космополитизм, религия, Хаттаб, Ш.Басаев, арабы, ваххабизм, евроичкерийцы, Ичкерия, экстремизм, жизнь, Россия, Чечня, псевдосалафизм, история, общество, Дагестан, политика, СССР, чеченцы

Previous post Next post
Up