Mar 29, 2024 21:21
Для того, чтобы разобраться в теме уместно будет заглянуть в историю. Село основано в 1820 году на территории Малой Кабарды. Земля при посредничестве царских властей была выкуплена у малокабардинских князей Бековичей-Черкасских чеченцами, которые в свою очередь пообещали вести мирный образ жизни. Само слово Пседах происходит от искаженного топонима, восходящий к кабардинскому Псыдахэ, что в переводе означает «красивая вода/река».
Пседах (Доьлак) располагается в западной Чечне, это ещё до вычленения в обособленную территориальную единицу - Ингушетия. Сначала в этих местах жили кабардинцы, которые со временем переселились на новые места и образовали новые селения Верхний Кури (Ислами) и Нижний Кури (Ахлонка). До сих пор около Пседаха есть кабардинское кладбище. Густые заросли покрывали место, где впоследствии разрастается это село. Первыми там появляются абреки из разных мест Чечни. Представители тайпов пешхой, аллерой, гуной, билтой, энгиной, курчалой, кортой, шарой, чинахой находили себе пристанище там.
В начале 1840-х годов от аула Пседахский царские власти, несмотря на протесты пседахинцев, поселили ингушей, основавших селение Кескем. Их поселили без ведома местных и без выкупа земель.
В 1926 году село являлось центром Ачалуковского округа Ингушской автономной области и, одновременно, центром Пседахского сельсовета, который, помимо Пседаха, включал также хутора: Восточный Советский, Дохолбер, Западный Советский, Мазаевский, возникшие в 1920-1921 годах.
До 1944 года село являлось административным центром Пседахского района Чечено-Ингушской АССР. В 1944 году после депортации чеченцев и ингушей и упразднения Чечено-Ингушской АССР селение Пседах было переименовано в Аланское. После восстановления ЧИАССР в 1957 году населённому пункту было возвращено его прежнее название - Пседах.
Говоря о подселении ингушей, уместно напомнить следующий факт. В работе «История Чечни ив Х1Х -ХХвеках» приводится следующая сводка:
« … с 1867 по1872 г из Турции на родину вернулось 5857 чеченцев, получившие официальное разрешение остаться в России ( как это кощунственно звучит, « получили разрешение остаться у себя на родине» -авт.)многие жители окрестных сел, особенно из числа орстхойцев, не могли все же вернуться на прежние места проживания. Некоторые из них выдавали себя за родственных ингушей, считавшихся традиционно «мирными», и приписывалиськ ингушским аульным обществам (это Цечоевы, Мержоевы, Ялхароевы, Мужухоевы, Гуцериевы, Акиевы, Боковы, Галаевы и др.) Так, несколько сотсемей чеченцев-карабулаков, вернувшихся в Чечню, не были допушены на родные места, а поселены одним аулом Сагопши на землях чеченского селения Пседах и записаны в последствии ингушами. Так было положено начало Сагопшинской общине».
вайнахи,
история,
жизнь общество,
новости,
Ингушетия,
СМИ,
политика,
чеченцы,
ингуши,
Россия,
Чечня