Потеря своих корней, то есть обрыв связи с тем обществом, что формирует национальное лицо, самосознание, ещё не гибель человека как личности. Ещё хуже может быть предательство. А именно, когда человек в виду различных объективных обстоятельств теряет те самые корни, отрицая их, живёт и дышит, чтобы действовать против тех кто был когда - то, пусть формально, но свой. Он желает смерти бывшим, ему силы придает ненависть к ним.
Как это возможно показывает следующий типологический факт.
Дмитрий Донцов, 20 век ... Русский, уроженец Мелитополя, студент Петербургского университета. Сначала марксист-социалист, а потом радикал-националист, сторонник войны с Россией.
Его детство и юношество прошло в форме резкого отрицания своего русского происхождения. Себя он предпочитал именовать человеком «таврического происхождения, которого сделали украинцем Гоголь, Шевченко, Кулиш и Стороженко».
В Петербурге существовало крупное украинское землячество. Странно слушать нынешних украинских общественных деятелей, кричащих о том, что украинцев гнобил царский режим. По башке доставалось тем, кто покушался на право государя властвовать, и не важно какого происхождения был покушавшийся.
Среди студентов в то время был очень популярен социализм как альтернатива царизму. Вообще, это не секрет, что в истории разных народов именно студенты становились движущей изначально силой по расшатыванию государственного строя. Д.Донцов, вступает в УСДРП - Украинскую социал-демократическую рабочую партию. Кстати, его два брата и сестра Донцова были активными членами РСДРП, а затем и большевиками.
Донцов - яркий пример популизма. Сначала он бичевал буржуазный национализм, выступал за объединение Украины с Россией на правах автономии. Идеолог украинского национал-консерватизма и гетманского движения Вячеслав Липинский, крайне негативно относившийся к Донцову, писал: «Сначала представлял он из себя «просвещенного» петербургского эсдека и ругал «хохлов» за то, что они мелкие буржуи, самостийники, националисты, не марксисты. Потом решил спекульнуть на национализме и ругает их теперь за то, что они марксисты, москвофилы, провансальцы и не националисты. Будучи социалистом-москвофилом, боролся он против гнилого Запада, шляхетской Польши и буржуазных предрассудков католицизма. Но, увидев, что на этом карьеру большую не сделаешь, переоделся вдруг в «западницький» костюм, стал ругать азиятскую Москву и православие».
В разгар первой русской революции 1905 года он дважды был взят под стражу. После второго раза он перебирается в польский Львов, где резко поменял свою политическую платформу. Оттуда он призывает австрийские войска прийти и покарать нечестивых «московитов». Каков шельмец! Что не мешало тогда ему в лице В.Ленина найти поддержку. Не большевики подарили Донбасс Западной Украине, сформировав ту самую богатую советскую республику?
Донцов кричит уже за «единство с Европой, при любых обстоятельствах, любой ценой - категорический императив нашей внешней политики». Его в годы Второй Мировой войны на книгу "Национализм" вдохновляет итальянский фашизм. Он уже на той стороне - один из теоретиков украинского национализма. Умрет в Монреале в 1973 году.
В начале Первой мировой войны Донцов, примкнувший к группе эмигрантов из «Союза освобождения Украины», (финансировался австрийцами), подписывает воззвание «К общественному мнению Европы». Это воззвание призывает сокрушить вековой оплот деспотии, варварства и азиатской мерзости в лице Российской империи: «Беспримерно вызывающая политика России привела весь мир к катастрофе, подобной которой история еще не знала. Мы, украинцы, сыновья великого, разделенного между Австрией и Россией народа, неслыханным образом угнетаемого царизмом, сознаем, о чем идет дело в этой войне. Конечно, не о гегемонии "германизма" или "славянства" - война ведется между культурой и варварством. Война ведется, чтобы сломить окончательно идею "панмосковитизма", который нанес неисчислимый вред всей Европе и угрожал ее благосостоянию и культуре <…>
Без отделения украинских провинций России даже самый ужасный разгром этого государства в настоящую войну будет только слабым ударом, от которого царизм оправится через несколько лет, чтобы продолжить свою старую роль нарушителя европейского мира. Только свободная, тяготеющая к правительственному союзу Украина могла бы своей обширной территорией, простирающейся от Карпат до Дона и Черного моря, составить для Европы защиту от России, стену, которая навсегда остановила бы расширение царизма и освободила бы славянский мир от вредного влияния панмосковитизма.
В полном сознании своей исторической миссии защищать свою древнюю культуру от азиатского варварства московитов Украина всегда была открытым врагом России, и в своих освободительных стремлениях она всегда искала помощи у Запада, особенно у немцев <…>
Мы обращаемся с этим воззванием ко всему цивилизованному миру. Пусть он поддержит наше правое дело. Мы взываем к нему в твердом убеждении, что украинское дело есть также дело европейской демократии. Никогда Европа не достигнет покоя, никогда она не освободится от угрозы нашествия царизма, никогда не будет покойна за свою культуру, пока в обширных путях Украины не создастся оплот против России.
Великие жертвы, принесенные нашим народом в его многовековой борьбе с Россией, дают нам нравственное право требовать внимания и участия со стороны цивилизованного мира к нашему делу, то есть независимости Украины».
Внимательно вчитываясь, мы понимаем, что ничего нового нет в нынешнем всплеске радикализма и терроризма на Украине, опирающегося на идее национального и религиозного превосходства. Да и методы их воплощения тоже не новы. Например, раздуваемая тема о деколонизации народов России. Этому есть своё основание в прошлом. В Швейцарии Донцов принимает участие в очередной конференции «Союза народов». Эта уже проект Франции, что был создан еще до Первой мировой войны. Цель его - пропаганда независимости восточноевропейских народов, входящих в состав Австро-Венгрии и России. Но как это свойственно в среде копошащиеся публики с большими амбициями эта организация развалилась: часть «порабощенных» ушла к Антанте, другая - к немцам и австрийцам. В итоге состоявшаяся в 1916 году конференция была проведена пронемецкой частью. Сейчас тоже не всё в ладах в среде спасающих "порабощенных" народов России. Как им свойственно спорят между собой, порой до исступления. Определив тем самым характер своих действий подобно "тараканьим бегам". Кто делает ставки может победить, а бегуны ... их судьба не важна.