История - дело скучное, но внимание к ней бурно порождает всякого рода нездоровый интерес, когда к ней притрагиваются не чистые на руку люди. Своими фантазиями будоража простых граждан, очень часто вообще не осведомлённых в исторических перипетиях, авторы провокаций и разного рода реваншисты пытаются погреть свои ручонки на возможной эскалации. Им не важно, что может пролиться кровь, ведь она чужая, и в любой момент можно будет, прикрываясь жертвами, строить из себя страстотерпца, мученика за правду.
Вся фальшь и наигранность подобного видна по непрекращающейся который месяц «буре» в ингушском сегменте сети Интернет. Что же случилось с некоторыми гражданами Ингушетии? Разберём всё по порядку.
Ещё в августе этого года появился первый вброс, мол, чеченцы захватили исконно ингушскую землю в горной части Сунженского района РИ. Авторам этого пропагандистского хода было, конечно, не интересно, что фактически восстанавливалось дорожное сообщение между горными населенными пунктами. Там, где дорога еще проходила в 80-х годах прошлого века. И проведение дорожных работ было связано с развитием горной части ЧР. Какое же это братство, если горные части не имеют свободного сообщения?
Этот вброс стал первым после событий 2012-2013 годов, когда на чеченцев вылили много грязи лишь из-за того, что они выразили резонную мысль: раз у нас отдельные республики, давайте определимся с границей. Тем более, что по существу она необходима была лишь с юридической точки зрения. И здесь необходимо уточнить - если граница является камнем преткновения внутринахского общества, то грош цена такой дружбе и братству! Для каждого здравомыслящего вайнаха граница является той самой вынужденной необходимостью, о чём сказано выше.
Первый шаг по определению границы был сделан Первым Президентом РИ Р.Аушевым и Президентом непризнанной независимым государством ЧР Д.Дудаевым в июле 1993 года - «Соглашение о пересмотре государственных границ между Чеченской Республикой-Ичкерия и Республикой Ингушетия». Это соглашение предусматривало определение границ на основе существования их на 1934 год «с учётом реальной демографической ситуации, экономической целесообразности, политической необходимости, продиктованной образованием двух государств». Но, как говорится, «воз остался и по ныне там» … Половинчатость политических решений всегда приводит к разрушительным последствиям. Именно это и витало в умах реваншистов с обеих сторон, пытавшихся строить свою игру на пепелище вайнахского братства.
Закон требует конкретики. И эту юридическую формальность нужно соблюсти. Именно поэтому вторая попытка решить вопрос была предпринята после принятия ФЗ от 24.11.2008 № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Он предусматривал да 01 марта 2009 года определить территории и установить границы образуемых на их территории муниципальных образований. На самом деле под видом исполнения закона в РИ прослеживалось желание получить земли Сунженского района без учёта мнения ЧР. Это вылилось в принятие ингушским парламентом закона от 23.02.2009 № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского поселения, муниципального района и городского округа», что совсем не учитывал чеченскую сторону.
Второй шаг официальных властей Ингушетии в этом направлении - расширение площади ГПЗ «Эрзи» за счет территории Бамутского участкового лесничества ЧР. Сейчас территория ГПЗ «Эрзи» составляет 35292 га, основан он Постановлением ингушского правительства «О создании Государственного природного заповедника «Эрзи» за №326 от 23.09.1999 г. Солидным куском приумножился заповедник! Почему-то горе-активисты об этом нюансе не говорят. Не говорят, потому что не входит в их планы правда, о которой так пламенно они выступают на различных сходках. Но вот маленький пример:
24 сентября лидер НКО «Выбор Ингушетии» Исмаил Нальгиев отмечает, что «Чеченская сторона предлагает передать им земельный участок, площадью более 17 000 ГА, что составляет 5% территории РИ, расположенный на территории государственного заповедника «Эрзи» в Сунженском районе Ингушетии». Далее, ни много ни мало призвал «сплотится для недопущения аннексии части территории республики». Аннексия …?!
Сложилось впечатление, что им правда вовсе не нужна, ведь митинговщина не ищет её, но красиво прикрывается словесами о ней. На что же опираются официальные ингушские власти? Они говорят, что вопрос об установлении границы между Чечней и Ингушетией урегулирован законом РИ от 23.02.2009 № 5-РЗ. При этом намеренно были введены в заблуждение должностные лица федерального Минприроды. Надо напомнить: статья 4 вышеуказанного закона гласит, что настоящий Закон не регулирует вопросы определения границ РИ с другими субъектами РФ, которые устанавливаются на основе Конституции РИ и соглашений между РИ и другими субъектами РФ, утверждаемых в соответствии с Конституцией РФ. Тогда как понимать притязания горе-активистов на эти земли?
Соглашение в Магасе, подписанное 26 сентября главами братских республик, без преувеличения историческое событие. Глава ЧР Р.Кадыров так прокомментировал это событие: «Обозначение границы станет новым шагом на пути укрепления дружбы и единства вайнахского народа, ибо черта проведена между субъектами, а не между чеченским и ингушским народами…У меня спрашивали, кто выиграл? Расцениваю подобные вопросы, как направленные против единства и сплоченности чеченцев и ингушей. Я все-таки отвечу, и сделаю это с огромной уверенностью в правдивости слов - выиграли чеченцы и ингуши! Не проиграл никто! Я никогда не стал бы добиваться подписания соглашения, ущемляющего интересы одного из наших народов», (t.me/RKadyrov_95). Также, Глава Ингушетии
Ю.Евкуров чётко прояснил свою позицию: «… две стороны, два субъекта Российской Федерации - Чечня и Ингушетия - сели за стол переговоров и, понимая свою ответственность перед будущим народов обеих республик, закрепили границы между регионами, между двумя братскими народами. Мы смогли избежать конфликтов, возможных кровопролитий, кровных обид».
Соглашение подразумевает, помимо равноценного обмена 1290 га нежилыми территориями (от Надтеречного района ЧР Сунженскому району РИ пахотные земли площадью 1290 га возле с.Аки-Юрт Малгобекского района РИ, Ингушетия - аналогичную часть территории Надтеречному району ЧР) возврат в состав Ачхой-Мартановского района ЧР части территории ГПЗ «Эрзи» (РИ) площадью 29322 га, что ранее принадлежал Бамутскому участковому лесничеству. При этом, границы по Соглашению определены согласно даты вступления в силу Закона РФ от 04.06.1992 за № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Те, кто кричит, что нарушены законы, должен внимательно их читать. Также, важно подчеркнуть, что ЧР не затронула этот вопрос с точки зрения границ от 1934 года, что явилось одним из главных мотивов, демонстрирующих стремление к разрешению проблемы в том числе и на основе чувств братства. В Ингушетии это поняли и приняли.
Горячие головы способны зажечь, увлекая за собой пылающую массу, уничтожая последние остатки разума. Опасность агрессивных групп в современном мире заключается в том, что, используя новые технологии, они способны на различного рода общественно-политические акции. Вспомните фактор «арабской весны»: противостояние против местной власти обернулись для большинства арабских стран национальной катастрофой. Пусть это не забывают те, кто питает радикальные идеи. Ясно, что вопрос границы используется оппонентами Ю.Евкурова с целью взять реванш в попытке смены власти в республике. И по замыслу авторов «чеченская тема» («чеченская агрессия») должна сработать как фактор, объединяющий ингушское население. На данном этапе, у них ничего не вышло, народ не пошёл за ними. Но при этом напрашивается вывод, что местные власти мало уделяют внимание противодействию радикализму и экстремизму. В любом случае, заигрывание с ними может привести к куда большим негативным последствиям для самой Ингушетии.
Мы братья, и ими останемся. А кто кричит, что это не так, является пришлым. Вайнахи меня поймут …