Неожиданное событие сотрясло мировые информационные агентства: Эрдоган направил письмо в адрес Президента РФ В. Путина со словами соболезнования по поводу сбитого 24 ноября 2015 года турецкой стороной российского военного самолёта. Российская сторона сдержанно восприняла этот дипломатический ход Турции, видимо это связано с тем, что непостоянство её действий стала константой поведения. Даже первоначальная готовность выплатить компенсацию не впечатлили Россию: кстати, как сообщает Reuters, турецкий премьер-министр заявил потом об отказе выплаты. Всяческая услужливость Эрдогана имеют откровенную прагматичную подоплёку. Неужели целых 7 месяцев потребовалось Эрдогану, чтобы понять всю бесперспективность того, что я назвал бы, «махать ятаганом». Помахал он все эти месяцы, думая, что такая тактика даст приток туристов, поднимает его в глазах хозяев «ментального Эльдорадо» - Европы или укрепляет его позиции в регионе. Турция даже успела поссориться с Израилем на фоне её сближения с арабо-мусульманским миром. Все эти месяцы неосманизм культивировался турецкой пропагандой как единственный метод «объединения мусульман». Израильтяне поверить не могли такой метаморфозе: вроде стратегическими партнёрами были, а тут…
Одновременно письма Путину Турция вторым шагом бежит налаживать отношения с тем же Израилем. Так, представитель израильского МИД
Эммануэль Нахшон 28 июня сообщает, что в Иерусалиме было подписано соглашение с турками о нормализации отношений. Все эти действия Турции являются новой тактикой, что была озвучена её премьер-министром
Бинали Йылдырымом: «Наша цель - восстановить отношения не только с Россией и Египтом, но и со всеми странами - соседями по Средиземному и Чёрному морям». Дело похвальное, понятно, что вынужденная мера, так как новая тактика несёт в себе отрезвляющий элемент. Насколько этого элемента хватит Турции покажет время. Вызывать может озабоченность склонность турецкой стороны время от времени «махать ятаганом».
Мера, как выше сказано, вынужденная. Турция за этот период не нашла поддержки у Европы. На фоне референдума в Британии и роста недовольства ЕС в Германии внимание к туркам ослабло. У ЕС своих проблем - «не до жиру, быть бы жиру»... ЕС не поддержало военные действия Турции против давнишних оппонентов - курдов. Последние весьма активно участвуют на сирийском направлении против ИГИЛ. Это не может не вызывать озабоченность у Турции, ведь на их глазах укрепляется боеспособная армия тех, кто не хочет договариваться с ними. В отличие от сирийских разборок, где ещё есть шанс у руководства Сирии сесть за стол переговоров с курдами. Принципиальное отличие подходов в решении сирийского конфликта также не способствует нормализации отношений Турции и Сирии. Когда-то для Эрдогана Башар Асад был «братом», а теперь - враг.
Оказываемая Штатами военная и финансовая помощь курдам вызывает гневную реакцию турецкой стороны. Посему, они в поиске методов противодействия усилению курдского фактора, так как под восстановлением отношений с соседями по-турецки следует понимать желание удалить конкурента в регионе.
Растущие проблемы в экономике Турции также сказываются на внешних отношениях. Нужны новые проекты, инвестиции, защитить свои интересы по теряемым рынкам сбыта (Россия), поднимать падающий туристический бизнес - обычный прагматичный расчёт на будущее. Отсюда, активизация Турции по налаживанию пошатнувших отношений. Россия в свою очередь не спешит, а пытается выяснить, чем это неожиданное письмо с признаниями обернётся для неё. Очевидно, что прежних тесных отношений не будет, так как Россия продемонстрировала, что замену турецкому элементу сможет найти. Соответственно, нормальные отношения благоприятны в первую очередь, для самой Турции.