Сегодня ещё одна значимая дата. Начало штурма Грозного, 31 декабря 1994 года. Штурм, официально завершился 6 марта 1995 году. Известное выражение П.Грачева «Грозный возьмём двумя десантными полками» стоило тысяч и тысяч жизней, как воюющих, так и простых жителей. Помню тот день… Кровавое шоу в онлайн режиме. Горящая бронетехника, массированные артобстрелы, убийства людей.
Тогда только всё начиналось: убить, чтобы выжить, убить, чтобы отомстить. Злоба людская досыта напилась крови человеческой. Узнать весть о погибших близких родственников, соседей, что вот, рядом с тобой жили, буквально пару дней назад, видеть то, во что превращается человек после артобстрела, бездыханное тело человека, убитого снайпером, лица, искорёженные от ужаса… Два часа, потраченные лишь на то, чтобы только похоронить убитого осколком соседа. А он тут, через забор, лежит у себя во дворе, каких-то пару минут то перепрыгнуть!
Новые формы взаимоотношений федералов с местным населением. Это новомодное слово зачистка. Единственно, жалость среди них вызывали простые солдаты. Грязные, чумазые, просившие что-нибудь поесть. Также офицеры не потерявшие честь русского офицера. Такие тоже были! Как были и те, кто искренне полагал, что воюет против России как врага. Погибавшие, как им казалось, ради свободы чеченского народа. К чему привела эта свобода в дальнейшем все чеченцы испытали в полной мере. Даже А. Масхадов после августовского рейда на Грозный 1996 году удивлялся, как это из почти тысячи бойцов оказалось несколько десятков тысяч «бригадных генералов». Нет, они засучив рукава, не пошли строить новую Чечню. Им это было не ведомо! Фактически, память погибших за идею чеченцев масхадовская клика втоптала в грязь. Я назвал бы Масхадова чеченским Горбачевым: человек окончательно привел к краху идею построения государства. Уже к началу 1999 года полностью развалилась правоохранительная система, а также сфера судопроизводства. На костях погибших чеченцев ичкерийцы строили в своем понимании "государство". Они взяли в руки оружие, чтобы грабить своих же! Более страшного удара по идее независимости не могли придумать оппоненты этой идей. Даже то, что в сознании сепаратистов мерещится, «рука Москвы», «нога Вашингтона» не смогли объяснить ту вакханалию, что создали на чеченской земле вчерашние «борцы за свободу». В годы после первой войны зажравшиеся боевики любили говорить, «мы для себя эту свободу завоевали!», люди видели всё это омерзение. И это одна из важных причин отсутствия того уровня поддержки сепаратистов среди населения, что было прежде. Чеченцы прозрели! Информационная «лапша» сепаратистов уже не радовала чеченцев, так как в конце концов вызывала стойкую изжогу. В годы правления сепаратистов произошло самое худшее, что вообще могло произойти с чеченцами: они были пущены по миру, их имя было осквернено. И это сделали так называемые лидеры Ичкерии. Не мишка русский, не ковбой американский, а наш доморощенный сепаратист! Вызывающий поначалу любопытство сепаратизм далее породил апатию, а потом и омерзение.
Любят сепаратисты ругать нынешнее положение дел в Чечне. Порой доход до банальной лжи и оскорблений. Но это не изменит картину бытия, если сравнить их период правления с нынешним. Не сравниться дудаевское: «борз елахь, как тоха, яцахь - са тоха!» (если волк - дери, если нет - терпи!) с кадыровским: «Дал бакъо толайойла! (да восторжествует справедливость по воле Всевышнего!)». В этом проявляется фундаментальная разница между темной стороной сепаратизма и созидательной стороной чеченского народа.
Я отвлекся, много есть чего написать… Скажу одно, что мы должны помнить те дни, чтобы попытаться предотвратить их возвращение. В завершение упомяну из произведения польского писателя Бруно Ясенского «Заговор равнодушных» (эпиграф): «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». (Роберт Эберхардт. «Царь Питекантроп Последний»).