Про теорию узлов и развитие личности

Jun 23, 2011 19:35

В мае я участвовал в выездном тренинге по развитию личности, обязательном для английских аспирантов.

Одно из развивающих упражнений было таким: берётся группа людей, выставляется в шеренгу, после чего тщательно перемешивается так, чтобы получилась куча-мала. Затем каждый человек находит в куче того, кто стоял за ним в шеренге, и берет своей правой рукой его левую руку. Последний из шеренги берет руку первого. Задача состоит в том, чтобы, не расцепляя рук, получившуюся путаницу распутать и выстроиться в хоровод. Разрешается переносить ноги через плечи, пролезать между ногами, вставать на голову и тому подобные вещи.

С топологической точки зрения наша конструкция есть ни что иное, как одухотворенное вложение окружности в трехмерное пространство, или узел. Для того, чтобы это понять, ведущему нужно подойти к каждому члену группы и свить из него веревку, соединяющюю кисти через лопатки. Веревка, которая получится из всех членов группы в совокупности, имеет форму кольца и определенным образом запутана. Запутанные закольцованные веревки по-научному зовутся узлами. Сделать хоровод из кучи-малы - это то же, что и распутать веревку (развязать узел).

Игра началась.

Смекнув, что состою в узле, я вспомнил свои познания из узловой теории и стал вычислять инварианты Васильева в надежде доказать ведущему, что никакого хоровода у нас не выйдет. Вычисление мое было оборвано в тот момент, когда желающая выпутаться из сложившейся ситуации товарищ по несчастью заехала мне кедом прямо в лоб.

В глазах потемнело, я осел на землю, и почему-то подумалось, что когда звучит музыка, то не так уж и плохо - просто играть. И когда вокруг - эти девочки с кедами, то не так уж и страшно, что не все узлы на свете можно развязать.

А на мехмате по мотивам моего рассказа решили организовать выездной семинар по теории узлов.
Previous post Next post
Up