У арабов есть интересное выражение, дающее описание одного распространенного и порочного вида поведения - الورع البارد - «хладнокровная богобоязненность» (ар.: «аль-уар’ аль-барид»).
Суть такого поведения в том, что человек решительно, настойчиво и показательно осуждает/отрекается/порицает что-то незначительное (чаще всего у другого), в то время как сам поддерживает или совершает нечто гораздо более предосудительное из этой же области, но не придает этому значения.
Вроде осуждения того, кто пьет воду, держа стакан в левой руке, тогда как сам осуждающий пьет спиртное, держа стакан в правой.
Вроде публичных групповых сплетен, клеветы и злословия за чей-то выслеженный и выисканный мнимый недостаток.
Вроде порывания родственных связей, если родственник слушает «не того» шейха.
В русском языке близкое значение с разных сторон отражают выражения: «псевдоморализм», «двойные стандарты», «однобокий взгляд», «поверхностность», а также поговорка про соринку в чужом глазу и бревно в своем.
Некоторые примеры хладнокровной богобоязненности от ученых.
Говорил имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Полноценная богобоязненность в том, чтобы человек знал лучшее из двух благ и худшее из двух зол. И знал, что шариат держится на достижении пользы и ее полноценности и устранении вреда и его минимизации. А кто не взвешивает сколько в совершении или оставлении дела шариатской пользы и шариатского вреда, тот может оставить совершение обязательного, совершить запретное и считать это проявлением богобоязненности.
Как тот, кто
- оставляет джихад вместе с несправедливыми правителями, считая это проявлением богобоязненности;
- оставляет совершение пятничной и групповой молитвы за имамами, у которых есть некое нововведение или нечестивые поступки, и считает это проявлением богобоязненности;
- отстраняется от принятия свидетельства правдивого человека и принятия знания от ученого по причине того, что у него есть скрытое нововведение, и считает, что его отстранение от выслушивания (принятия) этой истины, которую он обязан выслушать - что это из богобоязненности».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 10/512.
Пишет имам Шамсуддин Ибн Каййим аль-Джаузия: «…Ты можешь увидеть человека, который держит пост днем и выстаивает молитвы ночью и из богобоязненности (осторожности) отстраняется от того, чтобы опереться на мгновение на шелковую подушку, и в то же время распускает свой язык в злословии, сплетнях и клевете, покушаясь на честь творений…
…И многие из тех, которых ты можешь увидеть проявляющими богобоязненность (осторожность) в отношении тончайших (мельчайших) вещей из запретного, капли вина, точки наджасы размером с кончик иглы, в то же время не придают значения использованию запретных половых органов. Как передается, что некий человек уединился с посторонней женщиной, и когда пожелал приступить к прелюбодеянию сказал: «Эй ты, закрой лицо, ведь смотреть на постороннюю женщину запрещено».
И спросил один человек Абдуллаха ибн Умара об убийстве комара, а Абдуллах ибн Умар ответил: «Вы только посмотрите на этих людей. Спрашивают меня о крови комара, в то время как они убили сына дочери посланника Аллаха».
Со мной произошло подобное этой истории. Я был в ихраме (совершая хадж или умру), и подошла ко мне группа бедуинов, известных убийствами и грабежами. Они спросили меня об убийстве вши в состоянии ихрама. Я ответил: «Как же это удивительно со стороны тех, кто не проявляет богобоязненности в убийстве людей, которых Аллах запретил убивать. И эти люди спрашивают об убийстве вши в ихраме».
См. «Удда ас-сабирин», с. 70-71.
https://muntaqa.info/hlbbz/