ВОПРОС:
Я услышал о книге, которая является очень популярной и называется "The Secret" ("Секрет"). Я прочитал ее и обнаружил, что в основном в ней обсуждается концепция под названием «закон притяжения», в которой говорится, что подобное притягивает подобное, и что все, что происходит с человеком, хорошее или плохое - является результатом его мыслей. Каково Ваше мнение об этой книге, и что Ислам говорит о законе притяжения?
ОТВЕТ:
Хвала Аллаху
Книга Секрет была написана австралийским телевизионным продюсером по имени Ронда Берн, которая является адептом движения Новая Мысль (New Thought) , чьи последователи верят в ряд метафизических принципов, которые имеют отношение к исцелению и саморазвитию, а также как мысли влияют на материальный мир. Книга "Секрет" повествует об этих понятиях и продвигает их в соответствии с принципами этого движения. Как вы сказали, книга пользуется популярностью во всем мире и недавно была переведена на арабский язык. Изучив книгу и размышляя о ее содержании, становится ясно, что она содержит ряд серьезно извращенных идей, касающихся вопросов веры и научных вопросов, наиболее серьезными из которых являются следующие:
-1-
Книга пропагандирует идею отказа от стремлений, не обращая внимания на принятие мер по достижению целей; данная методика предполагает мечтания и выдачу желаемого за действиельное. То есть, согласно так называемому "закону притяжения", который гласит, что подобное притягивает подобное - что бы ни случилось с вами в вашей жизни, вы сами привлекли к себе эти обстоятельства и это произошло по причине образов, которые содержатся в вашем сознании. О чем бы вы ни подумали, вы будете привлекать это к себе. Люди, которые следуют этому принципу считают, что идея в сознании человека оказывает влияние как на самого себя, так и на окружающую среду и окружение человека, и что с помощью его абстрактных мыслей, он может привлечь к себе любое благо которое пожелает, без особых усилий. Они утверждают, что мысли имеют вибрации, и что эти вибрации исходят из сознания человека к внешнему миру в виде электромагнитных волн, и что эти мысли могут привлечь то, что существует во Вселенной ( как доброе, так и злое), которая находится на том же диапазоне. Так что если вы думаете, позитивно, вы посылаете волны с положительными колебаниями, которые будут привлекать к вам положительные вещи. Если вы мыслите, негативно, то вы посылаете волны с отрицательными колебаниями, которые привлекут к вам негативные обстоятельства. Несомненно, эти идеи противоречат эмпирической науке и здравому смыслу. Верить в них и действовать согласно данной методике идет вразрез с Шариатом.
Что же касается противоречия религии - это то, что Аллах, да будет Он возвышен, заповедал нам работать и иметь цели в этом мире, и Он соединил положение о принятии мер (причин) и использования имеющихся средств, а не выдавать желаемое за действительное и иметь иллюзии. Аллах, Велик Он, говорит (перевод смысла):
(Только) Он [Аллах] - Тот, Который сделал для вас землю покорной (чтобы вы могли жить на ней), ходите же по ее краям и питайтесь от Его удела [который Он дает вам из нее]; и к Нему (будет) воскрешение (и собрание всех творений в День Суда).
[Аль-Мульк 67:15].
Действия вопреки здравому смыслу, опираясь лишь на выдачу желаемого за действительное приведут к разрушению мира и того, что является полезным для людей. Такой подход приведет к упразднению всего, что человечество достигло на протяжении веков знания, науки и цивилизации. Это происходит потому что, согласно этой теории, больному человеку не нужно обращаться за медицинской помощью, и людям не нужны инженеры, строители и рабочие. Все, что требуется - это иметь позитивные мысли, а затем просить вселенную (упаси Аллах) исполнить желание без каких-либо усилий.
Те, кто следует за этим движением противоречат сами себе, когда говорят больному человеку, который умирает: "Не прекращай обращаться за медицинской помощью." В противном случае, их идея подразумевает, что следует прекратить обращение за медицинской помощью, больницы должны быть закрыты и медицинские учреждения должны быть превращены в медитационные центры, где люди могут отдохнуть и помечтать выдавая желаемое за действительное - что они называют позитивным мышлением ... и так далее во всех других областях. Таким образом, становится ясно, что это движение противоречит здравому смыслу и вопреки тому, что видно из опыта реальной жизни. Люди не могут создать надежную жизнь на основе такой идеи.
Прав был поэт, который сказал:
Если бы желаемое стало действительным,
Я мог спать все ночи спокойно,
Но выдавать желаемое за действительное -
это капитал банкротов.
-2-
Книга вдается в крайности почитания человека, наделив его ореолом святости и величия, поскольку в ней выражается уверенность в том, что человек обладает неограниченными полномочиями и огромной энергией, в отношении того, что он имеет право создавать. Словно все, что происходит с человеком, как хорошее так и плохое - это его собственное творение. Например, в книге говорится : "Мы можем создать все, на чем сосредоточим наше внимание" (стр 141.). Несомненно, это является серьезным отклонением и приобщением сотоварищей Аллаху, Велик Он. Аллах, Велик Он, говорит правду (перевод смысла): "
Не придавайте же Аллаху равных [не возвеличивайте кого-либо как бога, кроме Него], в то время как вы знаете (что только Он один является Творцом и Дарителем пропитания и только Он достоин служения и поклонения)![аль-Бакара 2 : 22].
-3-
Книга пропогандирует пантеизм (понимание Бога через слияние со Вселенной), который является ложным. Утверждая, что Творец и Его творение - одно и то же, и что человек и есть Бог в физической форме - (Аллах превыше всего этого). Эта мысль многократно повторяется в книге в разных формулировках.
-4-
Книга поддерживает ряд восточных верований и идолопоклоннических философий, таких как буддизм, индуизм и так далее. Мы были свидетелями того, как последователи этих религий чествовали книгу "Секрет", когда она была издана и радовались ее распространению, потому что она отстаивала принципы их религий.
-5-
Книга продвигает идею сосредоточения внимания на вселенной, чтобы достичь своих желаний и стремлений. Таким образом, что если вы желаете чего-либо - все, что вам нужно это сделать прямой запрос во Вселенную и Вселенная непременно ответит. Ислам же, наоборот, призывает людей сосредоточиться на Аллахе, да будет Он прославлен и возвеличен, ибо только к Нему следует обращаться и просить. Обращаясь к кому-либо помимо Аллаха в вопросах, над которыми властен только Аллах, является ШИРКОМ - да сохранит Аллах от этого.
-6-
Книга противоречит вере в божественную Волю и Предопределение, поскольку она отрицает, что Бог предопределил все, что касается Его творений, и предрешил все, прежде чем это произойдет. Книга соответствует убеждениям секты крайних кадаритов которая отрицала божественное предопределение и судьбу. Согласно словам книги все, что происходит во Вселенной НЕ является частью Божьего знания, прежде чем это произойдет. Однако вера в судьбу и предопределение Аллаха является одним из столпов имана, без которого иман является недействительным.
-7-
Книга взращивает эгоизм и эгоцентризм, призывая людей отбросить все исламские учения и нравственные ориентиры и продолжать культивировать свои желания и удовольствия нафса. Согласно книге, критерием для принятия решений является то, сколько это может принести радости и удовольствия. Поэтому пусть человек делает все, что любит и избегает всего, чего не любит, не обращая внимания на мораль, принципы и религиозное знание. Несомненно, это противоречит моральным ценностям Ислама. Мусульманин связан религиозными и моральными основами и не может выйти за их пределы. То, что Аллах предписал - является обязательным, что Он запретил - запрещено и то, что Он позволил - дозволено. И мусульманин должен придерживаться постановлений Шариата и Ислама.
Таковы некоторые из девиантных (извращенных) идей, содержащихся в этой книге. Поэтому следует сторониться ее. Любой, кто желает узнать более подробную информацию о сути этой книги и степени девиантных идей, которые она содержит, может обратиться к научно-исследовательской работе под названием
خرافة السر: قراءة تحليلية لكتاب "السر" و"قانون الجذب"
"Хурафа ас-Сирр: Къираа Тахлилийя Китаб ас-Сирр ва Канун аль-Джазаб" (Миф о Секрете: аналитическое чтение книги "Секрет" и "Закон притяжения").
112043 الإسلام سؤال وجواب
، وقرأته فوجدته يدور حول مفهومٍ يسمى (قانون الجذب) والذي ينص على أن الشبيه يجذب إليه الشبيه، وأن ما يقع بالإنسان من خير وشر فهو نتاج أفكاره، فما رأيكم في كتاب السر، وما الموقف الشرعي الصحيح من قانون الجذب؟
تم النشر بتاريخ: 2008-08-21
الجواب :
الحمد لله
كتاب السر من تأليف منتجة الأفلام الأسترالية (روندا بايرن)، والتي تنتمي لحركة الفكر الجديد، والتي يؤمن أصحابها بمجموعة من المبادئ (الميتافيزيقية) والمختصة بطرائق العلاج، وتطوير الذات، وتأثير الفكرة في الماديات، وكتاب (السر) يدور حول هذه المفاهيم، ويروج لها وفق منظومة هذه الحركة، والكتاب كما ذكرتَ كُتب له الانتشار الواسع على المستوى العالمي، وترجم مؤخراً إلى اللغة العربية، وبالنظر في الكتاب، وتأمل ما فيه تبين وجود جملة من الانحرافات العقدية والعلمية الخطيرة، أهمها :
1. دعوة الكتاب إلى ترك العمل، والإعراض عن تحصيل الأسباب لنيل المطلوب، والاتكال على الأماني والأحلام، وذلك وفق قانون -مزعوم- يسمونه (قانون الجذب)، والذي ينص على (أن الشبيه يجذب إليه شبيهه) ، وأن (كلَّ شيءٍ يحدث في حياتك فأنت من قمت بجذبه إلى حياتك، وقد انجذب إليك عن طريق الصور التي احتفظت بها في عقلك، أي ما تفكر فيه، فأياً كان الشيءُ الذي يدور بعقلك فإنك تجذبه إليك). وأصحاب هذا المبدأ يعتقدون أن الفكرة الواقعة في العقل تؤثر بذاتها في محيط الإنسان وما حوله، وأن الإنسان يستطيع بفكرته المجردة أن يجتذب إليه ما يريد من الخيرات من غير عمل، ويزعمون أن الفكرة لها تردد، وأنها تنطلق من عقل الإنسان على شكل موجة كهرومغناطيسية، وأنها تجتذب من خير الكون وشره مما هو على نفس الموجة، فإذا كنت تفكر تفكيراً إيجابياً فأنت تطلق موجة ذات تردد إيجابي تجذب إليك الإيجابيات، وإذا كنت تفكر بفكرة سلبية فأنت تطلق موجة سلبية تجذب إليك السلبيات. ولا شك أن هذا الكلام مصادم للعلوم التجريبية وبديهة العقل ، وأن اعتقاده أو العمل بأفكاره مصادم للشرع.
أما مصادمته للشرع ، فلأن الله تعالى أمر بالعمل والسعي في الأرض ، ورتب الرزق على بذل الأسباب ، وليس على الأماني والخيالات ، قال تعالى : ( هو الذي جعل لكم الأرض ذلولاً فامشوا في مناكبها وكلوا من رزقه ) الملك/15
وأما مصادمته للعقل فلأن الاعتماد على الأماني والأحلام يعني خراب العالم ، وتعطل مصالح أهله ، وإهدار ما أنجزته البشرية خلال قرون من معارف وعلوم وحضارات ، إذ مقتضى هذه النظرية ، أن المريض لا يطلب الدواء ولا يحتاج إليه ، والناس لا يحتاجون إلى مهندسين وبنائين وعمال ، فما على المحتاج إلا أن يفكر تفكير إيجابياً فيما يريد ، ثم يطلب من الكون - عياذا بالله - تحقيق مراده ، دون عمل أو بذل .
وأصحاب هذه الدعوة يتناقضون حين يقولون للمريض المشرف على الموت لا تتوقف عن الدواء ، وإلا فمقتضى فكرتهم ترك التداوي وإغلاق المستشفيات ، وتحويل كليات الطب إلى مقاعد للتفكير والاسترخاء لطلب الأماني والأحلام أو ما يسمونه الأفكار الايجابية ، وقس على هذا غيره من الأعمال ؛ فظهر بهذا أنها دعوة مصادمة للعقل ، مخالفة للحس ، لا تستقيم عليها حياة الناس ، وصدق القائل :
إذا تمنيتُ بتُّ الليل مغتبطاً *** إن المُنى رأس أموال المفاليسِ
2. غلو الكتاب في تعظيم ذات الإنسان، وإعطائه هالة من القداسة والعظمة، واعتقاد أنه ذو قدرات مطلقة، وطاقات هائلة، تبلغ به حد القدرة على الإيجاد والخلق، فكل ما يقع بالإنسان من خير وشر فهو من خلقِه وإيجاده ، يقول الكتاب مثلاً: (أي شيءٍ نركز عليه فإننا نخلقه) [السر 141] ، ولا شك أن هذا انحراف كبير، وشرك بالله تعالى في ربوبيته ، وصدق الله تعالى : ( فلا تجعلوا لله أنداداً وأنتم تعلمون )
3. الدعوة إلى عقيدة وحدة الوجود الباطلة بالقول أن الخالق والمخلوق شيء واحد، وأن الإنسان هو الله في جسد مادي، تعالى الله، وقد ترددت هذه الدعوى في أكثر من مكان، وبأساليب مختلفة.
4. إحياء جملة من العقائد الشرقية والفلسفات الوثنية، كديانات البوذيين والهنادكة وغيرهم، وقد رأينا احتفاء أصحاب هذه الملل والأديان بكتاب (السر) هذا لما قام به من نشر لمبادئ هذه الأديان وترويج لها.
5. الدعوة إلى التعلق بالكون رغبة وسؤالاً وطلباً، فإذا أردت شيئاً فما عليك إلا أن تتوجه بطلبك للكون، والكون سيلبي طلبك ولا بد، والإسلام إنما يدعو لتعليق القلب بالله جل وعلا فإليه الرغبة والتوجه، والسؤال والطلب، والتوجه إلى غيره فيما لا يقدر عليه إلا هو سبحانه من الشرك، أعاذنا الله منه.
6. معارضة الكتاب لعقيدة القضاء والقدر، حيث ينكر الكتاب أن الله قد كتب مقادير الخلائق، وأنه سبحانه قد قدّر المقادير، فهو يرى كما يرى غلاة القدرية ممن ينكر القضاء والقدر أن ما يقع في الكون لم يدخل في علم الله من قبل ، ولم يسبق به كتاب ولا شك أن الإيمان بالقضاء والقدر ركن من أركان الإيمان لا يصح إيمان العبد إلا به.
7. دعوة الكتاب إلى الأنانية، والتمحور حول الذات، والانسلاخ من مختلف القيم الشرعية والضوابط الخلقية، واللهث خلف شهوات النفس وملذاتها، فمعيار الفعل أو الترك هو في مقدار ما يجلبه ذلك الشيء من البهجة واللذة، وبمقدار محبته، فما كان محبوباً فليفعل وما كان مبغوضاً فليجتنب، دون مراعاة للخلق والدين، ولا شك أن هذا معارض للقيم الشرعية والخلقية، فالمسلم مضبوط بإطار ديني وخلقي لا يصح له أن يخرج عنه ولا أن يتجاوزه، فما أمر الله به فهو الواجب، وما نهى عنه فهو المحرم، وما أباحه فهو المباح، والواجب الالتزام بأحكام الشريعة والدين.
هذا بعض ما اشتمل عليه الكتاب من انحرافات، وعليه فالواجب اطراحه، والإعراض عما فيه، ومن شاء أن يتعرف على حقيقة هذا الكتاب، ومدى ما فيه من انحرافٍ مفصلاً فبإمكانه الرجوع إلى بحث
خرافة السر: قراءة تحليلية لكتاب "السر" و"قانون الجذب"