قال ابن دقيق العيد رحمه الله : " فلا يجب على الولد طاعتهما في كل ما يأمران به ، ولا في كل ما ينهيان عنه باتفاق العلماء " انتهى من " إحكام الأحكام شرح عمدة الأحكام " (2/296) .
Ибн Дакик аль-‘Ид, да помилует его Аллах, сказал: «Дети не обязаны слушаться родителей во всём, что они велят, и не обязаны оставлять всё, что они запрещают. В этом ученые единодушны» (Ихкяму-ль-ахкям шарх ‘умдату-ль-ахкям. 2/296).
وقال الشيخ ابن عثيمين رحمه الله تعالى :
" ما فيه منفعة للإنسان ولا ضرر على الأبوين فيه ، فإنه لا طاعة للوالدين فيه منعاً أو إذناً ؛ لأنه ليس فيه ضرر وفيه مصلحة ، وأي والد يمنع ولده من شيء فيه مصلحة له ، وليس على الوالد فيه ضرر فإنه مخطئ فيه وقاطع للرحم ؛ لأن الذي ينبغي للأب أن يشجع أولاده من بنين أو بنات على فعل كل خير ، ونظير هذا أن بعض النساء يمنعن بناتهن من صوم أيام البيض ، أو من صوم يومي الاثنين والخميس بحجة أن في ذلك مشقة ، وكلفة عليهن ، مع أن الذي يحس بالكلفة والمشقة هن البنات الصائمات ، فلا يحل للوالد أن يمنع ولده من فعل طاعة ، سواء أكان ذكراً أم أنثى ، إلا إذا كان على أحد الأبوين في ذلك ضرر ، كما لو كان الأب أو الأم يحتاج أحدهما إلى تمريض مثلاً ، وإذا اشتغل الابن أو البنت بهذه الطاعة ضَرَّ الأب أو الأم ، فحينئذ لهما أن يمنعاه ، ويجب عليه هو أن يمتنع ؛ لأن بر الوالدين واجب والتطوع ليس بواجب " انتهى " الشرح الممتع " (8/13 - 14) .
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Если в чем-то есть польза для человека, но в то же время нет вреда родителям, то (человек) не обязан подчиняться родителям в этом вопросе. Потому что в этом нет вреда, но есть польза, то есть если родитель запрещает сыну то, в чем есть польза, и при этом нет вреда самому родителю, то он ошибается и разрушает родственные связи. Ведь отцу следует поощрять своих детей, сыновей и дочерей, совершать благое. Пример этому: некоторые женщины запрещают дочерям поститься в белые дни лунного месяца (13, 14 и 15 числа), или поститься по понедельникам и четвергам, говоря, что это трудно и тяжело для них. И это несмотря на то, что трудности и тяжести станут испытывать дочери во время поста. Родитель не должен запрещать своему ребенку совершать поклонение, как сыну, так и дочери. Если только это действие не навредит родителю. Например, когда отец и мать нуждаются в медицинском уходе, и в случае, если сын или дочь станут заниматься поклонением, отец или мать не получат должный уход и им будет нанесен вред. В подобном случае они имеют право запретить (дополнительное поклонение), а сын или дочь должны подчиниться. Так как послушание родителей - это обязанность, а дополнительное поклонение - нет» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 8. С. 13-14).
قال الحافظ ابن حجر رحمه الله تعالى : " والمراد به - أي العقوق - صدور ما يتأذى به الوالد من ولده من قول أو فعل إلا في شرك أو معصية ما لم يتعنت الوالد " .
انتهى من " فتح الباري " (10/406) .
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Под ним (то есть ослушанием) подразумевается проявление со стороны ребенка того, что наносит ущерб родителю. Это может выражаться на словах и в деяниях, если только родители не повелевают совершать многобожие или грех, или если только они не излишне требовательны» (Фатху-ль-Бари. Т. 10. С. 406).
قال ابن حجر الهيتمي رحمه الله : " كما يعلم من ضابط العقوق الذي هو كبيرة وهو أن يحصل منه لهما أو لأحدهما إيذاء ليس بِالْهَيِّنِ - أي عرفا - ... لكن لو كان - أي الوالد - في غاية الحمق ، أو سفاهة العقل ، فأمر أو نهى ولده بما لا يُعَدُّ مخالفته فيه في العرف عقوقا : لا يفسق ولده بمخالفته حينئذ " انتهى من " الزواجر عن اقتراف الكبائر " (2/76) .
Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, сказал: «Известно, что чтобы ослушание считалось большим грехом, должен быть нанесен значительный, в понимании людей, вред родителям или одному из них. <…> Однако если родитель очень слаб умом, или глуп, и велел сыну или запретил ему то, что в соответствии с людскими обычаями не является ослушанием, то своим ослушанием ребенок грешником не становится» (аз-Зауаджир ‘ан иктирафи-ль-кабаир. Т. 2. С. 76).
الشرط الثالث : ألّا يكون في الطاعة ضرر على الولد ؛ لأن الضرر تسقط به الفرائض والواجبات .
قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله تعالى : " ويلزم الإنسان طاعة والديه في غير المعصية ، وإن كانا فاسقين ... وهذا فيما فيه منفعة لهما ولا ضرر عليه ... ؛ لسقوط الفرائض بالضرر . وتحرم الطاعة في المعصية ، ولا طاعة لمخلوق في معصية الخالق " .
انتهى من " الأخبار العلمية من الاختيارات الفقهية - للبعلي " (ص/170) .
وجاء في كتاب " الفروق " للقرافي (1/267 - 268) : " وكما نمنعه من إذَايَتِهِمَا ، نَمْنَعُهُمَا من إذايته " انتهى .
وقال العدوي المالكي رحمه الله : " وكذا لا يجب طاعتهما فيما كان في تركه ضرر ، مثل : أن يأمراه بترك معيشة ، أو صناعة " انتهى من " حاشية العدوي " (4/289) .
Шейх Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Человек должен подчиняться своим родителям в том, в чем нет ослушания Аллаху, даже если они являются грешниками, <…> это в отношении того, в чем есть польза для них, и нет вреда для него. Так как обязанности из-за вреда отменяются. Подчиняться в грешном запрещено, и нет подчинения творению в ослушании Творца» (аль-Ба‘ли. Аль-Ахбару-ль-‘ильмийа мин-аль-ихтийарат аль-фикхийа. С. 170).
Аль-Карафи сказал: «Так же, как мы запрещаем ему наносить вред родителям, мы запрещаем и им вредить ему» (аль-Фурук. Т. 1. С. 267-268).
Аль-‘Адави аль-Малики, да помилует его Аллах, сказал: «Также (сын или дочь) не обязан подчиняться им в оставлении того, что нанесет ему вред. Например, если они велят ему оставить работу или ремесло» (Хашийату-ль-‘Адави. Т. 4. С. 289).