فـإذا تزاحـم عـدد المصــــــالحِ
يُقدَّم الأعلى من المصــــالحِ
«Если сталкиваются друг с другом сразу несколько польз, предпочтение отдается наибольшей»
Если человек должен выбрать между двумя вещами или между двумя поступками, когда оба они полезны, и в обоих благо, но и то и другое одновременно он взять (или совершить) не может и ему нужно оставить одно из дел, чтобы выполнить другое, то в таком случае правило шари’ата гласит, что нужно взять то, что наиболее полезно, то из этих двух вещей, которое занимает более высокую степень.
قال ابن مفلح في الآداب الشرعية: قد يكون العمل المفضول أَزْيَدَ مصلحةً للقلب من العمل الفاضل. وهذه القاعدة نَصَّ عليها الإمام أحمد لَمَّا سُئل عن بعض الأعمال؛ قال: "انظر ما هو أصلح لقلبك فافعله"Иногда менее предпочтительное деяние становится более предпочтительным, поскольку оно оказывается полезней для сердца человека, то есть увеличивает богобоязненность сердца человека больше, чем более предпочтительное.
Казалось бы, надо взять то, которое более, но ситуация может сложиться так, что для твоего сердца полезнее окажется то, которое менее предпочтительное. Поэтому когда имама Ахмада спросили о некоторых деяниях, он сказал:
«Посмотри то, которое больше подходит для твоего сердца и делай его», то есть речь идет о дополнительных видах поклонения.
Это причины, которые, окружая менее предпочтительные деяния, возвышают его степень над более предпочтительными.
Аль-Адабуш-Шар’ийя ибн Муфлих (2/235).
القواعد الفقهية
الشيخ العلامة عبد الرحمن بن باصر بن عبد الله السعدي رحمه الله تعالى