УЧЕНЫЕ О ДОЗВОЛЕННОМ ТАКЛИДЕ И СЛЕДОВАНИИ МАЗХАБАМ

Aug 04, 2014 02:04



С​казал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб Ат Тамими о своем мазхабе:

"Мы, хвала Аллаху, последователи и ненововеденцы, на мазхабе Ахмада Ибн
Ханбаля"

(См. Муаллифат 7/40)

"Что касается нашего мазхаба, это мазхаб Имама Ахмада Ибн Ханбаля, Имама Ахлю Сунна.
Мы не возражаем людям четырех мазхабов до тех пор пока они не противоречат тексту Книги
и Сунны, Иджмы и слов их большинства"

(См. Муаллифат 7/107)

"Мы не заслуживаем уровня абсолютного иджтихада и никто из нас не претендует на это.
Но в отношении некоторых (спорных) моментов (в ханбалитском мазхабе), если есть ясное
сообщение из Книги или Сунны, которое не отменено, (не)конкретезировано или (не
находится) в противоречии с другим более сильным доказательством и принято одним из
четырех имамов,тогда мы следуем за ним и оставляем мнение ханбалитского мазхаба."
(См. "Аш-шейх" стр 134)

Слова шейха о следовании и дозволенном таклиде:

"Если истина становится очевидной тебе, следуй за ней. Если она не ясна тебе и ты
нуждаешься в совершении дела, следуй за тем чьей религии и знанию ты доверяешь"

(См. Нусайр стр 83)

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (541-620 х/1146-1223 м) в своей книге «Равзат ан-назир»:

وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة

«Что касается таклида (следования) в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых (иджмаъ). Доводом этому служит единогласное мнение ученых потому что муджтаhид в (вопросах) фикха, будь он прав или ошибся получает вознаграждение и не записывается грех (за ошибку) в отличии от того, что мы упомянули. И поэтому дозволено делать таклид в нём (фикхе), более того это является обязательным простолюдину (амми). Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод (далиль) в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».

«Равзат ан-назир ва джаннат аль-Муназир», 2/451

Шейх Салих ибн Фаузан аль Фаузан говорил: “Невежда (джахиль) или же новичок в требовании знания, не могут проявлять иджтихад, и это не дозволено для них! И такой человек является грешным за свой иджтихад, не зависимо от того, ошибся он или же сказал истину, поскольку он влез в то, что не является его полномочием!” См. “Инна хаза аль-‘ильм дин” 32.

Также оставляю следующую подборку фатв саудийских учёных о мазхабах, таклиде и иджтихаде:

СЛЕДОВАНИЕ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫМ МАЗХАБОМ И ИДЖТИХАД
В: Я прочитал в одной религиозной книге в разделе о принятии определенного мазхаба, и пришел к выводу после прочтения, что муджтахид не может слепо следовать (делать таклид) за одним из четырех известных мазхабов. Я же хвала Аллаху, делаю иджтихад в вопросах фикха так, что не противоречит с Кораном и сунной, означает ли из того, что я прочел, что мне не надлежит следовать за одним из этих четырех мазхабов, или же нет?



Ответ: Под муджтахидом имеется в виду, о котором ты прочел в некоторых книгах, он тот, кто достиг степени иджтихада, в котором имеются условия иджтихада как у четырех имамов, и им подобных ученых.
Человек чтобы стал муджтахидом, необходимо, чтобы у него имелись условия, которые дадут ему возможность стать пригодным для исследования (истинбат) и издания фетвы. Это, чтобы знал книгу Аллаха, сунну Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, должен знать высказывания саляфов, то есть сподвижников и табигинов, в целом должен хорошо знать их. И должен знать правила истинбата (исследования), должен знать насих и мансух (отменяющие и отмененные тексты), 'ам и хас (общие тексты и частные), абсолютное и связанные (мутляк и мукайяд), и прочие правила исследования, вдобавок к этому должен знать правила арабского языка, который является языком шариата, и должен знать манеры арабов и образы их речи.
А что касается, если человек является единственно только читателем, который хорошо умеет читать книгу, как ты сказал, то такому харам делать иджтихад, потому, что он впадет в ошибку и будет причиной впадения в ошибку других. Неграмотный (не достигший степени иджтихада) и начинающий студент эти, они слепо следуют (делают таклид) тем, кому они доверяют их религии и знанию из ученых, и берут их мнения, пока им не станет ясно, что их слово противоречит доказательству, они берут то, что основано на доказательстве, из слов ученых, если могут различать между раджих и марджух (между наиболее вероятными их высказываниями), Аллах лучше знает.

ШЕЙХ САЛИХ ИБН ФАУЗАН

СЛЕПОЕ СЛЕДОВАНИЕ (ТАКЛИД) НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ АБСОЛЮТНО
В: Необходимо ли человеку в отношении своего поклонения придерживаться во всем одного мазхаба, или же ничего не будет ему, если будет брать из всех мазхабов, или из некоторых, из тех, в которых считает что в них больше награды, или легче для его религии, и для мирской жизни?

О: Эта отличатся в зависимости от людей, неграмотный и начинающий в учебе эти, они могут только слепо следовать (делать таклид) за теми, кому они доверяют его знанию, и богобоязненности из ученых, иделают таклид одному из четырех мазхабов, которые являются мазхабами ахлюс сунны.

А что касается учащегося, который имеет способность узнавать раджих от марджух (наиболее вероятное мнение) среди высказывании ученых, то этот, должен (фард) брать те, высказывания четырех имамов и других, которые основаны на доказательстве, этому надлежит (фард) действовать (делать амаль) по доказательству, потому, что у него есть способность на это, люди отличаются в этом, не одинаковы. ﴾Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания﴿, [16:43].

И потом нельзя человеку брать из высказывании ученых те, высказывания, которые совпадают с его желанием, или которые нравятся ему, и следовать легким высказываниям, не основанным на доказательстве. Это запрещается, а должен выбирать из высказывании ученых те, которые основаны на доказательстве, если у него есть способность для этого.

ШЕЙХ САЛИХ ИБН ФАУЗАН

УСТАНОВЛЕНИЕ (ХУКМ) ОТНОСИТЕЛЬНО СЛЕПОГО СЛЕДОВАНИЯ ЗА ЧЕТЫРЕМЯ МАЗХАБАМИ

В: Среди молодежи появилось такое явление это, то, что они говорят: ни в чем мы ни будем следовать за четырьмя мазхабами, а будем делать иджтихад как они, и будем действовать, как они действовали, и не будем обращаться к их иджтихадам. Какое ваше мнение в отношение этого, и какой совет дадите этим?

Ответ: В отношении некоторых людей эта речь может быть отрицательной, однако для тех, кто пригодны для этого в действительности соответствует им этот смысл. Людям не является обязательным (фард) слепо следовать за кем-либо. А кто говорит: что является обязательным (фард) слепо следовать (делать таклид) только за четырьмя имамами ошибается, так как не является обязательным (фардом) слепо следовать за ними, но следует смотреть их книги и книги других имамов, да помилует их Аллах, чтобы узнать, какие они приводят доказательства, из них извлекают пользу студенты. А что касается неграмотного то, он не годен для того, чтобы делать иджтихад, а ему нужно спрашивать у обладателей понимания, и нужно обучатся религии, и действовать так, как они направляют, чтобы стал способным, и чтобы начал понимать путь, по которому следовали ученые, чтобы стал способным различать наиболее вероятное мнение (раджих).
ШЕЙХ ИБН БАЗ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ (ФАРДОМ) СЛЕДОВАТЬ ЗА ОДНИМ ИЗ МАЗХАБОВ
В: Является ли обязательным (фардом) каждому мусульманину следовать за одним из мазхабов такими, как за: «маликитским, или ханафитским, или ханбалитским, или шафиитским)? Если ответ будет да, то какой из мазхабов является самым лучшим? Правда ли, что мазхаб Абу Ханифы является наиболее распространенным мазхабом среди людей?

О: Хвала Аллаху.

Не является обязательным (фардом) мусульманину следовать мазхабу самому из этих четырех мазхабов. Люди отличаются в понимании и в способности на истинбат (находить установление с доказательствами).Среди них есть такие, в отношении которых разрешается таклид (слепое следование), даже быть может, является обязательным (фардом), и есть среди них такие, которые могут брать только с доказательством.
В комитете по фетвам приводится достаточное разъяснение этого вопроса, хорошо будут привести здесь его полностью:

В: какое установление ограничения четырьмя мазхабами и следовать их словам в любом случае и в любое время?

Ответил комитет:

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Его Посланнику, его семье и сподвижникам, а затем:

«Во-первых: четыре мазхаба относятся к четырем имамам к таким, как Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ахмад. Ханафитский мазхаб относится к Абу Ханифе, и таким же образом остальные мазхабы.

Во-вторых: Эти Имамы взяли фикх из Корана и сунны, и они являются муджтахидами в этом.

В-третьих: Способный находить (делать истинбат) из Корана и сунны берет из них обоих, подобно тому, как брали те, кто были до него, и не может следовать слепо (делать таклид) в том, что считает, что обратное является истиной, а берет то, что считает истиной, и позволяется ему делать таклид в том месте, где он бывает не в силах, и нуждается.
В-четвертых: Кто не имеет способности находить (делать истинбат) непосредственно в Коране и сунне разрешается ему делать таклид (следовать слепо) тому, кому он доверяет.

В-пятых: из сказанного выше становится ясно, что не следуешь их словам в любом случае, и в любое время, потому, что они могут ошибаться, а следуешь слову, которое является истиной основанной на доказательстве».

Фетва комитета 5/28.

Также приводится в фетве комитета под номером 3323:
«Кто является годным для извлечения (истинбат) установления (хукма) из Корана и сунны, и способен на это даже хотя бы при помощи фикхского наследия, которое мы унаследовали от прошедших от исламских ученых то, это на его усмотрение, чтобы самому действовать, разрешать споры, и для издания фетв тем, кто спрашивают его. А кто не будет годен для этого то, ему нужно спрашивать у заслуживающих доверия, чтобы узнать установление из их книг и действовать по нему не ограничиваясь при вопросе, или чтении одним из ученых четырех мазхабов, люди обращались к четырем имамам, из-за их известности, из-за точности их книг, из-за их распространения и легкости их для них.

Кто говорит об обязательности (фарде) абсолютного слепого следования для учащихся то, он ошибается, плохого мнения относительно учащихся в общем, и сужил пространное.

А кто говорит об ограничении слепого следования (таклида) в четырех мазхабах, он тоже ошибается. Фетва комитета 5/41.

ФИКЪХ

Previous post Next post
Up