Решила выкладывать впечатления о поезде в онлайн-режиме, а то пока вернусь, впечатления потеряют свои краски :)
Лондон встретил меня пасмурным декабрьским небом, мгновенно поданым к самолету рукавом и нечленораздельной приглушенной речью, которую я только со второго раза опознала как английскую. Понять, о чем говорил бортпроводник, правда, все равно не удалось, однако по контексту происходящего легко было догадаться, что он желает всем хорошего дня и надеется, что я вновь воспользуюсь услугами их авиакомпании. “Куда я денусь, - подумала я. - Дешевле вас никто в Лондон не летает”. Предполагаю, что то же самое подумали большинство моих спутников, проведших последние четыре часа в узких, неоткидывающихся креслах.
Зато у девушки на паспортном контроле никаких проблем с английским языком не было.
- Так что, вы у нас на пять дней? - очень четко сартикулировала она.
- Нет, на неделю, - обескураженно ответила я, ибо именно это значилась в переданной суровой пограничнице иммиграционной карточке.
- Понятно, - безразлично пожала плечами девушка, и отдала мне мой проштампованный паспорт.
Счастливая и довольная, я пошла на выдачу багажа, где на ленте транспортера уже ездил мой новый синий чемодан. Чемодан был большой, красивый и тяжелый, ибо в этот раз я ехала не как турист, с бельем и джинсами, а как девочка, с вечерним новогодним платьем, тремя парами туфель, двумя килограммами косметики и прочим абсолютно необходимым девочке в отпуске барахлом. Забрав свой чемодан, я пошла с ним... нет, не на такси, как можно было бы подумать.
Дело в том, что доброжелатели заблаговременно сообщили мне, что брать такси из Гатвика - это чистое разорение, и все приличные люди ездят отсюда неким "Гатвик экспрессом" до станции "Лондон Виктория". Где искать этот самый "Гатвик экспресс" я представляла смутно, зато была уверена, что "язык до Киева доведет". Ну уж, по крайней мере до Лондона. Язык довел меня до очереди к автоматам по продаже билетов. Здесь мне рассказали, что "Гатвик экспресс" сегодня отменили из-за "широкомасштабной реконструкции" (далее шел непереводимый национальный фольклор, из которого было ясно только то, что широкомасштабную реконструкцию народные массы не поддерживают), зато вместо него ездят автобусы. Правда, купить билет мне все равно нужно (причем на этот самый экспресс). Собственно, собратьев из очереди я и послушала, проигнорировав большие красные буквы на автомате, что билеты на сегодняшний день покупать не надо, ибо экспресса нет, а также логическое предположение, что билет на автобус должен был бы по идее стоить дешевле, чем на экспресс-поезд.
Добравшись до автобуса, я узнала, что никаких билетов покупать было не надо - автобусы из-за перебоев с железнодорожным транспортом ходят абсолютно бесплатно. Вздохнув о бессмысленно потраченных пятнадцати фунтах, на всякий случай убедившись у водителя, что на его транспортном средстве я действительно попаду на станцию "Лондон Виктория", а также пожалев, что я со своим чемоданом буду явно неуместна на лестнице на второй этаж автобуса, я расположилась у окошка на первом этаже и начала созерцать английский урбанистический пейзаж.
Созердцала я его долго. Даже слишком долго. Пока, наконец, автобус не доехал до конечной станции - одиноко стоящей остановке посреди какого-то Богом забытого городка. Меньше всего на свете эта остановка напоиминала крупный вокзал, которым, в моем представлении, должен был быть "Лондон Виктория".
- А как же "Лондон Виктория"? - с надеждой спросила я у подло обманувшего меня водителя.
- Так это вам надо пройти чуть-чуть вперед, там где огоньки горят, - участливо ответил мне он. И я, наивная, ему опять поверила.
Как несложно догадаться, рядом с горящими огоньками никакого крупного вокзала не обнаружилось. Мне тогда подумалось, что я просто не туда пошла, хотя некоторые сомнения уже начали стучаться в мой воспаленный разум. Пройдя немного дальше и поняв, что ушла я куда-то радикально не туда, я нашла очередную жертву - одиноко курящего у какой-то кафешки парня.
- Молодой человек, где здесь "Лондон Виктория"? - самым приветливым голосом спросила у него я.
- "Лондон Виктория"? - чуть не поперхнулся он дымом сигареты. Я утвердительно кивнула. - Милях в двадцати, наверное…
Дальше следовал непереводимый национальный фольклор уже в моем исполнении. По выражению лица молодого человека можно было догодаться, что общий смысл сказанного от него не скрылся, но, надеюсь, подробности так и остались для него загадкой.
- Может, я смогу где-нибудь найти такси? - с надеждой спросила я, справившись с нахлынувшими эмоциями.
- Нет, такси отсюда брать - это чистое разорение, - отрезал молодой человек, и я сразу вспомнила свой позапрошлогодний
греческий вояж. Аналогия мне не понравилась. - Вам нужно сесть на поезд…
Нет, надо отдать молодому человеку должное. Он был очень мил: посмотрел расписание поездов в своем айфоне, подробно объяснил, до какой станции мне нужно доехать и где сделать пересадку, и даже докатил мой чемодан до местного ж/д вокзала (который располагался за теми самыми огоньками). Там он передал меня с рук на руки местной служительнице, которая очень любезно объяснила, с какой платформы отходит нужный мне поезд, и, с сочувствием посмотрев на мой чемодан, добавила, что на их вокзале даже есть лифты, поднимающие на мост между платформами «специально для таких как вы». Одна была проблема - кассы оказались уже закрыты.
- Это ничего, - совсем не смутилась ж/д служительница, - вы просто так на поезд садитесь.
Спорить я не стала. Правда, уже дотащив свой чемодан до нужной платформы я поняла, что кассы мистическим образом открылись, но так как поезд должен был подойти через несколько минут решила не рисковать и не возвращаться туда за билетом.
Оказавшись в поезде, я подсела к какой-то интеллигентной английской старушке, рядом с местом которой очень хорошо пристраивался мой чемодан. Больше не веря, в то, что транспортные средства едут так, как заявлено в их маршруте и расписании, я не стала созерцать пейзаж за окном, а вместо этого решила спросить у соседки, точно ли я на этом поезде доеду до нужной мне пересадочной станции. Чтобы немного смягчить абсурдность вопроса, я добавила «а то я совсем в вашей ж/д системе».
В ответ на это замечание я услышала столько нового и интересного о местной ж/д системе, что поняла: РЖД - это просто замечательная клиентоориентированная компания с прекрасным менеджементом. Причем, с интеллигентных уст старушки не слетело ни одного нецензурного слова. Больше всего ее возмущали две вещи: отсутствие коммуникации между различными службами, занятыми в процессе, и что нужно «с чемоданом по лестницам вверх-вниз, вверх-вниз», а она, будучи хрупкой женщиной, для этого не предназначена. Я про себя порадовалась, что мне по крайней мере не пришлось таскать по лестницам свой чемодан, который был больше старушкиного раза в три.
- Мне нужно выходить на той же станции, что и тебе, - резюмировала моя соседка. - Так что не бойся, не проедешь. Самое главное потом садись на экспресс, а то если на каждой станции останавливаться, то на «Лондон Виктория» ты будешь только к утру.
На платформе старушка очень быстро испарилась, поэтому со своими вопросами мне пришлось обращаться уже к местному персоналу в лице брутального афроангличанина в светоотражающем жилете.
- Поезд отходит с пятой платформы, - любезно отозвался он.
- А как мне купить билет?
- А у вас что, нет билета? - сразу напрягся афроангличанин и строго посмотрел на меня из-под сдвинутых бровей.
- Есть на «Гатвик экспресс», - зачем-то начала оправдываться я.
- Ну тогда по нему и езжайте, - сменил он гнев на милость. Я про себя порадовалась, что по крайней мере 15 фунтов были потрачены не зря. - Только поторопитесь, а то следующий экспресс только через полчаса будет.
Умом я, конечно понимала, что старушка сильно преувеличивала, когда говорила, что обычный поезд довезет до меня до искомой станции только к утру. Но почему-то я приняла ее замечание очень близко к сердцу и с максимальной возможной скоростью покатила свой чемодан к мосту между платформами.
- А где у вас лифты? - крикнула я афроангличанину, уже почти дойдя до лестницы.
- А лифтов у нас нет, - безразлично пожал плечами он.
Картину, живописующую, как я затаскивала свой чемодан по лестнице, а потом в припрыжку его скатывала, завидев открывший уже двери поезд, я опущу. Словами это все равно не опишешь. Влетев в поезд, я первым делом удостоверилась, что большинство сидящих в нем уверены, что он едет до нужной мне станции, и с радостным предвкушением расположилась на кресле у окошка.
- Девушка, а вы уверены, что этот поезд идет до «Лондон Виктория»? - спросил с сильным итальянским акцентом плюхнувшийся на кресло рядом со мной парень.
- Мне так кажется, - сдержанно ответила я, и увидела на его лице всю гамму эмоций, которые может испытывать человек, чьи фундаментальные ценности были поставлены под сомнение. Мне почему-то подумалось, не из Гатвика ли он случайно едет.
- Пойду еще поспрашиваю. На всякий случай, - с опаской в голосе поведал мне он.
Вернулся он через пару минут, довольный как мытый слон. Поезд все же ехал именно туда, куда было нужно.
Через полчаса я уже стояла на платформе «Лондон Виктория». По пути на выход со станции большие табло несколько раз сообщили мне, что мне нужно заблаговременно достать билеты. «Как хорошо, что они у меня вообще есть», - подумала я, и полезла в кошелек. Билетов там не оказалось. Также их не оказалось в джинсах, отделении сумки, предназначенном для мелких вещей и кармане пальто. Только убедившись, что я потеряла достаточно нервных клеток, они соизволили найтись рядом с телефоном, куда я их по определению положить не могла. Ну, да это не важно. Ибо когда я гордо сжимая их в ладони прошла на выход из вокзала, все ворота оказались раскрыты нараспашку - видимо, все из-за той самой «широкомасштабной реконструкции».
Я вспомнила причитания старушки по поводу нескоординированности разных служб и поняла, что в Москве ли, в Лондоне ли у всех одни и те же проблемы. Разве что в Лондоне персонал повежливее и погода поприятнее.