Друзья, по следам недавней лекции в музее архитектуры спешу донести важное терминологическое уточнение в мою предыдущую графоманию. Оказывается, псевдо-готика и нео-готика (а также псевдо-романика и нео-романика и другие псевдо- и нео- исторические стили) - это вовсе не одно и тоже, а два принципиально разных явления.
Псевдо - это когда заказчик и архитектор пытаются сделать так, как делали за многие века до них (например, храм Христа Спасителя - это псевдовизантийский стиль). При этом, на деле, сходство может быть достаточно эфимерным (как в то же самом храме Христа Спасителя), главное, что здание отражает представления строителей о том, как это было (то есть Тон и Николай I искренне считали, что храм получился "совсем как в Византии").
Нео - это когда заказчик и архитектор творчески перерабатывают наследие предыдущих эпох. То есть, когда у людей, прекрасно знакомых с готической архитектурой и любящих ее, появляется желание сделать что-то "по мотивам" (например, Шехтель строит для Саввы Морозова хорошо всем готический особняк на Спиридоновке). Оба прекрасно понимают, что в Англии так не строили, но Савва Морозов, проведший в Кэмбридже прекрасные годы аспиранства, очень хотел чтобы в Москве ему что-то о нем напоминало. Собственно, что и получил в итоге.
Что касается периодизации, то нео-стили появлились только в эпоху модерна. Все, что было до того относится к псевдо-стилям (но это не значит, что все, что было после начала модерна, это автоматически нео-стиль).