Собор Св. Иоанна Богослова (Нью-Йорк): Византия, готика и православие глазами американцев.

Nov 11, 2013 23:28

На официальном сайте собора Св. Иоанна Богослова написано, что это самый большой кафедральный собор в мире. Методология этой оценки мне не вполне ясна, но могу засвидетельствовать, что даже будучи расположенным в Нью-Йорке, городе небоскребов, собор поражает своей монументальностью. Хотя он начал строиться всего 120 лет назад, собор Св. Иоанна Богослова умудрился повторить судьбу своих гораздо более древних братьев. Он пережил несколько перемен стилей и отразил их все в своей конструкции и оформлении. Так у него оказался византийский купол, романские своды, готический неф, капеллы национальных стилях, а также изображения апокалипсиса, напоминающие больше раскадровку фильма «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом, чем откровения Иоанна Богослова.





1-й этап. Византия и романика.
Конкурс на проект Собора Св. Иоанна Богослова был поведен в 1892 году. Выиграла его фирма Heins & LaFarge. Проект, который они предложили, обычно называют романо-византийским (в сознании американцев конца XIX - начала XX века это было практически одно и то же), однако, в нем невооруженным взглядом видны и готические черты.

Конкурсный проект Собора Св. Иоанна Богослова, предложенный фирмой Heins & LaFarge.




Источник: http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm

В процессе работы проект этот выл видоизменен и приобрел еще больше готических черт. Обратите внимание на башни фасада - они лишились своих романских шатров.


Источник: http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm

Однако внутри собор действительно планировалось строить в романо-византийском стиле. По первоначальному проекту успели построить только восточную часть собора - от средокрестия до деамбулатория - и сегодня здесь можно полюбоваться на причудливую смесь американских представлений о романской и византийской архитектуре.

Универсальная схема базиликального храма из Википедии. Наос = центральный неф.


Хоры и апсида. Полукруглые арки, типичные для романской и византийской архитектуры, полукруглая конха апсиды (полукупол наверху), в средневековье встречавшаяся только в Византии (и на Руси - но это другая история), мощные колонны, также типичные для романского и византийского зодчества.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Апсида. Мелкие по отношению к колоннам арки и затейливые капители напоминают элементы Святой Софии Константинопольской.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Колоннада апсиды.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Центральный алтарь.


Источник: Википедия.

Полукруглые арки, держащие перекрытие - дань романской традиции, но в очень странном воплощении. Первоначально базилики прото перекрывали деревянной крышей, потом, в романский период, стали строить каменные полукруглые своды. Но вот чтобы на каменных арках держались перекрытия - это что-то новенькое.


Источник: http://www.pentaxforums.com/forums/26-mini-challenges-games-photo-stories/86254-post-your-church-images-17.html

Купол собора был возведен как временное перекрытие. Его планировали демонтировать когда будет достроен трансепт. По истечению ста лет после строительства купола, трансепт не завершен даже на половину.


2-й этап: готика.
В 1907 году умер Джорж Льюис Хайнс. Разногласия между оставшемся в одиночестве ЛаФаржем и членами попечительского совета церкви привели к тому, что архитектора отстранили от проекта и заменили модным тогда Ральфом Адамом Крэмом, прославившимся работами в стиле неоготики.

Адам Крэм стал главным архитектором Собора Св. Иоанна Богослова в 1911 году. Он значительно переработал изначальные чертежи и сделал первоначальный проект еще готичнее.

Проект собора, переработанный Адамом Крэмом.


Источник: http://ephemeralnewyork.wordpress.com/2011/01/05/building-new-york-citys-great-cathedral/

Именно по этому проекту уже строился готический неф собора. В этом нефе присутствуют все характерные для готики черты: нервюрные своды, стрельчатые арки, витражные окна.

Неф собора.


Источник: http://www.fotocommunity.de/pc/pc/display/19492420

Свод собора.


Источник: http://www.pentaxforums.com/forums/26-mini-challenges-games-photo-stories/86254-post-your-church-images-17.html

Адам Крэм старался следовать готическим канонам не только стилистически, но и конструктивно. Именно поэтому у здания нет стального каркаса, и функцию разгрузки стен выполняют контрфорсы.

Южная стена собора.


Источник: Википедия.

Витражи в соборе сделаны по средневековым технологиям. Стиль изображений и их композиция совпадает с готическими традициями, однако многие сюжеты и фигуры почерпнуты из современности. Дизайн витражей в основном создавался в 1920-х гг., но устанавливали их вплоть до 1950-х гг.

Законодательтво. Витраж собора Св. Иоанна Богослова.


Источник: http://www.museumplanet.com/tour.php/nyc/sjd/22

Гордость собора - окно-роза. В его центре изображен Иисус Христос, окруженный пророками, апостолами и ангелами.


Источник: http://kedarphotography.wordpress.com/tag/new-york/

Строительство нефа было завершено в 1941 году. Наконец, весь собор стал доступен прихожанам. А ровно через неделю произошла атака на Перл Харбор и США вступили во вторую мировую войну. В военных условиях строительство собора было приостановлено.

Капеллы семи языков.
Капеллы, окружающие апсиду храма, были включены еще в первый, византийско-романский проект собора (хотя интерьеры многих разрабатывались и достраивались уже в "готическую эпоху" собора). Эти капеллы, известные как «Капеллы семи языков», призваны были символизировать страны и регионы, обеспечивавшие основной приток иммигрантов в США на рубеже XIX-XX веков. Поэтому каждая из них декорировалась в уникальном национальном стиле и посвящена национальному святому.

План собора. Капеллы семи языков окружают апсиду.


Источник: http://www.planetware.com/map/cathedral-church-of-saint-john-the-divine-map-us-nyc7.htm

Капелла Св. Ансгара, покровителя Швеции и Дании.


http://worldtraveledfamily.com/gallery/cathedral-church-st-john-devine/

Капелла Св. Бонифация, покровителя Германии.


http://www.lifeasmyth.com/journal_2013_winter_boniface.html

Почему-то именно эта капелла пользуется большой популярностью у организаторов выставок.



Источник: http://www.michaelis.uct.ac.za/staff/alexander/

Здесь размещена статуя архангела Михаила (1969 г.) - одна из самых знаменитых скульптур собора.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Капелла Св. Колумбы, покровителя Ирландии и Шотландии.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/



Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Алтарь капеллы Св. Колумбы - одна из последних работ знаменитого американского художника Кита Херринга.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/



Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Капелла Спасителя, посвященная иммигрантам с востока. На рубеже XIX-XX веков под ними подразумевались, в частности, восточные славяне - носители православной культуры. Это была первая из "капелл семи языков", построенных в соборе (она была закончена еще в романо-византийскую эпоху храма). Именно здесь проводились первые богослужения, пока центрального алтаря еще не существовало.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

И вот здесь можно в подробностях насладиться представлениями американцев о православных традициях. Что-то они, безусловно знали - на витраже, например, изображена сцена Преображения: в отличие от латинской традиции, где ключевым всегда был сюжет распятия, в православной культуре Преображению всегда предавался особенный смысл.

Центральный витраж капеллы Спасителя.


Но какова в принципе связь между витражами и готической архитектурой и витражами и православной культурой приходится только догадываться. Сразу вспоминается сцена из "Джеймса Бонда" в которой основное сражение между добром (в лице заглавного героя) и злом происходит в одном из монастырей Метеор (это греческий православный монастырский комплекс). Так вот, в одной из сцен очень красиво разбиваются витражи. Проблема одна - никаких витражей в Метеорах там в помине не было и нет. Но американцам, видимо, до сих пор сложно привыкнуть, что христианские религиозные строения не всегда бывают с витражами.

Кстати, именно с этой капеллой связан один из самых грандиозных скандалов, возникших во время строительства храма Св. Иоанна Богослова. Блюстители нравов разглядели в ангелах капеллы признаки женского пола. Дело было еще в романо-византийскую эпоху собора. Это послужило одной из причин охлаждения попечительского совета к Хайнсу и ЛаФаржу.

Ангелы капеллы Спасителя.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Капелла Св. Мартина Турского, одного из самых почитаемых во Франции святых.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Витражи Капеллы Мартина Турского.


Источник: http://www.pentaxforums.com/forums/26-mini-challenges-games-photo-stories/86254-post-your-church-images-17.html

Статуя Жанны Д'Арк и камень из ее темницы.


Источник: http://www.pentaxforums.com/forums/26-mini-challenges-games-photo-stories/86254-post-your-church-images-17.html

Капелла Св. Амброзия, покровителя Италии.


Источник: http://www.lifeasmyth.com/

Капелла Св. Иакова, покровителя Испании.


http://worldtraveledfamily.com/gallery/cathedral-church-st-john-dev



http://www.nycago.org/Organs/NYC/html/StJohnDivineJames.html

Цепочку капелл продолжает баптистерий собора. Он бы построен в 1928 году на пожертвования семьи Стайвесант - потомков последнего голландского губернатора Нового Амстердама (города, который в последствии станет Нью-Йорком). Баптистерий декорирован в стиле поздней готики, его украшают щиты с символами святых и апостолов, а также фигуры выдающихся деятелей голландской истории.



Источник: http://www.pentaxforums.com/forums/26-mini-challenges-games-photo-stories/86254-post-your-church-images-17.html



Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

3-й этап. Башни и Армагеддон.
Строительство собора Св. Иоанна Богослова продолжилось только в 1979 году и длится до сих пор. Именно к этому периоду относятся самые новые части собора - колокольня и скульптурная отделка центрального портала.

Южную башню начали строить по чертежам Адама Крэма в 1982 году, но строительство прекратилось в 1990-х из-за отсутсвия финансирования. Так и осталась она, возведенная лишь на 2/3 предполагаемой высоты и словно обломанная посередине.

Левая башня собора достроена лишь наполовину.


Ценральный портал был закончен в 1997 году.

Центральный портал, как несложно догадаться, расположен по центру.


Источник: http://www.ourtravelpics.com/newyork_1/

Оформляющие его скульптуры, как и витражи собора, объединяют в себе средневековые традиции и современные сюжеты. Например, верхний ряд статуй раскрашен, как это было принято в средневековье (Однотонные скульптуры, кстати, вообще креатив эпохи Возрождения. До и в античности и в средних веках скульптуры делали многоцветными.)



Источник: http://counterlightsrantsandblather1.blogspot.ru/2012/04/visiting-st-john-divine-with-camera.html

А вот сцены из откровений Иоанна Богослова, на которых "стоят" основные фигуры, помимо классических коней Апокалипсиса включают в себя сцены разрушения Бруклинского моста и падения Башен-близнецов.

Кони Апокалипсиса.


Источник: http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm

Машины, падающие с Бруклинского моста.


Источник: http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm

Цунами накрывает Нью-Йоркские небоскребы.


Источник: http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm

Из-за последнего изображения после теракта 11 сентября в интернете поднялась волна постов о «пророчествах», заключенных в статуях собора Св. Иоанна Богослова. На мой взгляд, ничего сверхъестественного в этих статуях нет. Башни-близнецы были одним из самых знаковых видов Нью-Йорка, наряду с тем же Бруклинским мостом и Эмпайр Стейт Билдинг. Не странно, что художник изобразил их разрушение как один из символов Апокалипсиса. Тем более, что причины разрушения отнюдь не совпадают. Однако версии о «пророчествах собора Св. Иоанна Богослова» продолжают активно размножаться во всемирной сети.

Собор Св. Иоанна Богослова до сих пор не достроен. У него фактически отсутствует запланированный трансепт (частично построена только северная его часть), так и нет ни одной завершенной башни. Но самое главное, что отличает нынешнее состояние здания от задуманного - это территория вокруг него. Собор должен был быть окружен парком, а сейчас располагается посреди гаражей.



В общем, это явно еще не конец строительства. Но что такое 120 лет для готического собора?

Использованная литература
http://www.stjohndivine.org/about/architecture/cathedral-concrete
http://www.nyc-architecture.com/HAR/HAR002.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Cathedral_of_Saint_John_the_Divine#cite_note-NY8-2

О других готических долгостроях:
Фасад Миланского собора: 500 лет креатива по-итальянски.
Магдебургский собор: сделайте мне готично!

Еще об американском историзме:
Tribune Tower: готический небоскреб.
Чикагский историзм: сказки 1001 ночи и рыцарские замки.
Чикагские небоскребы: историзм и брызги шампанского.

архитектура, храмы, готика, 20 век, Нью-Йорк, историзм, романский стиль, США

Previous post Next post
Up