Место первой встречи Мастера и Маргариты

Nov 02, 2013 12:40

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она - по ( Read more... )

Булгаковская Москва, Булгаков, Мастер и Маргарита, дом Нирнзее, Москва, Большой Гнездниковский переулок

Leave a comment

unmodern_person November 6 2013, 08:33:56 UTC
В 1967 году Елена Сергеевна рассказывала корреспондентке московского радио М.С.Матюшиной о первой своей встрече с Булгаковым: «Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом» (цит. по сб.: «Воспоминания о Михаиле Булгакове», Москва, 1988; в архиве Е.С.Булгаковой в ОР ГБЛ записи этого интервью нет).

О том же, ранее, брату (см. ее письмо от 13 февраля 1961 г.) - подробнее, в частности, подробнее о «знакомых», в квартире которых произошла встреча: «Это было на масленой, у одних общих знакомых. По Киеву они были знакомы с Мишей, но он их не любил и хотел закончить бывать у них. С другой стороны, и Евгений Александрович, живя какое-то время в Киеве, познакомился с ними, но бывал у них только тогда, когда я уезжала куда-нибудь летом и он оставался один. А мне почему-то не хотелось с ними знакомиться. Но когда они позвонили и, уговаривая меня прийти, сказали, что у них будет знаменитый Булгаков, - я мгновенно решила пойти. Уж очень мне нравился он как писатель. А его они тоже как-то соблазнили, сказав, что придут интересные люди…» Но и здесь «знакомые» не названы, таинственно завуалированы.

И еще ранее - в дневниковой записи 4 января 1956 года: «Когда я с ними познакомилась (28 февраля 1929 г.)…» «С ними» - с М.А. и Л.Е.Булгаковыми; единственный раз упомянуто, что при этом была и Любовь Евгеньевна; ничего о месте встречи; но зато дата еще тверже: 28 февраля.

Но масленая в 1929 году была не 28-го и даже не в феврале. Последний день масленой, или прощеное воскресенье, когда в России пекут блины, в тот год выпал на 17 марта. Когда же произошла встреча? На масленой? Или 28 февраля?

Рассказывался Еленой Сергеевной и другой вариант. По другому варианту, встретились они у Уборевичей. «Я ведь у твоей мамы познакомилась с Михаилом Афанасьевичем», - говорила Елена Сергеевна Владимuре Уборевич. К Владимuре относилась очень тепло - до конца дней. В голодном Ташкенте осенью 1942 года, когда дочь командарма оказалась на недолгой свободе, взяла ее к себе («Нет, нет, ты не можешь жить в общежитии, у тебя в детстве был ревматизм»), в течение нескольких месяцев делила с ней скудную пищу и бедный кров. «Я ведь у твоей мамы познакомилась с Михаилом Афанасьевичем…»

Известно, что на рубеже 20-х и 30-х годов у Уборевичей бывали музыкально-артистические вечера. Здесь встречались люди искусства и военные, молодой командующий округом любил музыку и танцы, случалось, несмотря на протесты жены, и сам присаживался к роялю. Жена Уборевича Нина Владимировна, в прошлом актриса, очень близко дружила с Ольгой Бокшанской и однажды упросила Ольгу привести драматурга Булгакова, разумеется, с женой. Когда Булгаков бывал в ударе - а в тот вечер, в обстановке веселья и музыки, в окружении смеющихся милых женщин, он, надо думать, был в ударе, - его юмор фонтанировал, он непрерывно что-то сочинял, придумывал, устраивал, превращая вечер в феерический карнавал. Владимире Уборевич, которой было тогда лет пять, он запомнился как что-то очень светлое в светлом луче - светлые волосы, светлый костюм… какие-то шарады… мама, на которой наверчено нечто невероятное… и Булгаков где-то высоко, кажется, на буфете, сидящий по-турецки и в чалме… и еще какая-то странная история о том, что жена Булгакова скакала куда-то на лошади, а Булгаков, ухватившись за хвост лошади, несся за нею на лыжах…

Как бы то ни было, Булгаков и Елена Сергеевна познакомились. «Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь», - говорила Елена Сергеевна Матюшиной. Но - взрослые, семейные люди - первое время они попытались не поверить в любовь, сами от себя укрывая ее под личиною дружбы. Булгаковы, оба, стали бывать у Шиловских. И Шиловские теперь бывали у Булгаковых.

Reply

alienordis November 8 2013, 13:00:32 UTC
Да, по истечении 30 лет сложно бывает вспомнить, "как все было на самом деле". Столько всего смешивается, что уже не возможно разделить, где реальные воспоминания, а где иллюзии, чьи-то рассказы и т.д. Сознание иногда играет с нами в странные игры.

Reply

unmodern_person November 8 2013, 20:12:46 UTC
"Чьи-то рассказы" -- здесь рассказы Елены Сергеевны. Факты остаются фактами.
Игры, сознание, иллюзии... поговорите хотя бы с Александром Курушиным, он Вам расскажет.
Привёл Вам воспоминания самой Елены Сергеевны. Куда уж реальнее.
По сему поводу становится всё ясным.

Reply

alienordis November 9 2013, 09:29:41 UTC
Либо я не точно выразилась, либо Вы меня не правильно поняли. Я имела в виду, что сама Елена Сергеевна через 30 лет после события - знакомства с Булгаковым - уже не может помнить точно как оно произошло (как не может помнить точно ни один человек события 30-летней давности). К ее реальным воспоминаниям примешиваются ее же иллюзии и т.д.

Reply


Leave a comment

Up