Воланд и его свита покинули Москву на следующий день после Весеннего бала полнолуния. Их прощание с городом было обставлено со всем масштабом, полагающимся нечистой силе. Город заполыхал пожарами, загромыхал грозой и, наконец, расстался с потусторонним интуристом и его сопровождающими. Но обо всем попорядку...
После того, как из загоревшейся
нехорошей квартиры вместе с дымом вылетели три темных мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины, Воланд и его свита разделились.
Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, длинный гражданин в клетчатом костюме и черный крупный кот появились у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке. Торгсином называлось всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, создано в 1931 г. и ликвидированное в 1936 г. В его рамках открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев, где за валюту, золото или драгоценности покупатель может приобретать дефицитные товары. Эти предприятия также назывались торгсинами. Один такой торгсин работал на месте сегодняшнего "Седьмого континента" на Смоленской площади (Арбат, д. 54/2).
Седьмой континент на Смоленской площади.
Там же торгсин. Фото 1-й половины 30-х гг.
Смоленского рынка уже тогда рядом с торгсином не было - он закрылся еще в середине 20-х годов.
Через минуту после того, как они предали огню торгсин, Коровьев и Бегемот оказались на тротуаре бульвара, как раз напротив дома Грибоедовской тетки. В Доме Грибоедова (или просто Грибоедове) Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ.
Сегодня за решеткой, упомянутой в романе "Мастер и Маргарита" находится Литературный институт имени Горького.
Из-за буйной зелени здания института практически не видно...
Когда опадут все листья разглядеть что-то будет гораздо проще.
Источник фото:
http://litinstitut.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=967 В ресторане же дома Грибоедова отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Ресторан этот, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение ("Жургаз").В ресторане же дома Грибоедова отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Ресторан этот, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение ("Жургаз").
Страстной бульвар, 11.
Источник:
http://www.otzyv.ru/read.php?id=137871 На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
С точки зрения большинства исследователей Воланд встречался с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова - старого здания Библиотеки им. Ленина (Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.).
Дом Пашкова.
За баллюстрадой с гипсовыми вазами действительно не было бы видно фигур.
Вид с крыши дома Пашкова открывается изумительный. Жаль, туда пускают только избранных :(
Иточник:
http://inmsk.ru/multimedia_places/20130521/364008258_7.html Именно отсюда наблюдал Воланд за тем, как "...тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза."
Тем временем, Азазелло посетил Мастера и Маргариту в
подвальчике Мастера. Предав огню их последний земной приют, он вместе с влюбленными отправился на встречу с Воландом. По дороге они остановились в клинике Стравинского.
Только одно заведение из больниц и клиник, находившихся во времена Булгакова за чертой Москвы в районе Ленинградского шоссе отвечает указанию писателя на то, что оно расположено на берегу реки напротив соснового бора. Это была Химкинская городская больница № 1 на Правобережной улице, дом 6а. Сюда во времена Булгакова даже можно было доехать на троллейбусе - правда минут пятнадцать нужно было бы пройти пешком от последней остановки.
1-я химкинская больница.
Источник: wikimapia.org
Вид на химкинскую таблицу со стороны канала. 1958 год.
Расположена больница во внушительных размеров особняке с прекрасным, но запущенным старым парком. До революции особняк этот принадлежал С.П. Патрикееву - богатому московскому купцу. Построен (а, точнее, перестроен) он был по проекту Шехтеля в 1907 году. В годы первой мировой войны здание использовалось под госпиталь, в котором лечились раненые и больные солдаты. С. П. Патрикеев, будучи депутатом, развернул в своем доме больницу по европейскому образцу, закупив оборудование из Германии и Швейцарии. После революции здесь организовали санаторий "Химки". Санаторий этот был очень знаменитым - сказать, что согласно мемориальной доске на фасаде здесь дважды был В. И. Ленин.
Загородный дом С.П. Патрикеева. 1909 г.
Попрощавшись в клинике Ставинского с Иванушкой, Мастер и Маргарита в сопровождении Азазелло полетели на Воробьевы горы. Там уже "... на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря".
Новодевичий монастырь когда-то действительно был очень хорошо виден с Воробьевых гор.
Вид с Воробьевых гор. 1929-1931 гг. Новодевичий монастырь расположен в левой трети фотографии.
Сегодня же его почти не заметно на фоне монструозного здания Лужников и разросшейся Москвы. Однако если приглядеться, пряничные башни все еще можно рассмотреть. Они находятся слева от Лужников.
Новодевичий монастырь находится у левого края фотографии.
Сергей Глотов © 2012
Новодевичий монастырь находится в самом центре фото.
Зато с Воробьевых гор и сегодня прекрасно видно реку, вскипевшую от свиста Фагота.
Вид с Воробьевых гор на Москву-реку.
Итак, все счета были оплачены. Прощание с городом свершилось. Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали. Воланд и его свита в сопровождении Мастера и Маргариты покинули Москву. Здесь в рассказе можно было бы поставить точку, однако, в качестве послесловия, упомяну еще об одном интересном сюжете.
Покинув Москву герои Булгакова преображаются. В частности, Коровьев-Фагот становится "темно-фиолетовым рыцарем с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом". Есть версия, что прототипом этого образа стал один из рыцарей, украшающих фасад бывшего доходного дома Филатовой, а ныне Дома Актера (Арбат, 35).
Дом этот был хорошо знаком Булгакову. Он расположен на Арбате, совсем рядом с Театром Вахтангова, куда писатель ходил на спектакли и во время постановки своей пьесы “Зойкина квартира”.
Рыцарей на доме два.
До войны были еще - в нишах на противоположной стороне дома. Однако их снесло взрывной волной в 1941г., когда на театр Вахтангова упала бомба. Сейчас в этих нишах прорублены окна.
http://moscow-gothica.livejournal.com/22568.html Кто из рыцарей стал прототипом Коровьева-Фагота не известно. Но лично мне вот этот больше нравится.
Хотя...
Использованная литература
http://www.liveinternet.ru/users/alexdoomer007/post158297962/http://moscowwalks.ru/2009/07/01/rytsar-na-arbate-35-fagot-koroviev/http://www.bulgakov.ru Другие мои заметки про Москву Мастера и Маргариты можно посмотреть
здесь.