Нет, наверное, в Москве более популярного Булгаковского адреса, чем "нехорошая квартира". В квартиру №50 по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис - это зашифрованный по формуле (3+2)х2 номер здания) начиная с 80-х годов идет непрекращающийся поток поклонников писателя и его "закатного романа". Сегодня здесь располагается музей М.А. Булгакова. Мало
(
Read more... )
В 1910 году здесь жил вместе с семьей известный художник П.П. Кончаловский, с которым приятельствовал В.И. Суриков, и часто бывал у него в гостях. Проживал Кончаловский в квартире № 29, а его мастерская находилась в квартире № 40, и именно в ней познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В этой мастерской бывал цвет богемы того времени: Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Фёдор Сологуб, Анатолий Луначарский. Все эти частые собрания вызывали массу домыслов и сплетен среди других обитателей дома. Именно эти досужие разговоры Булгаков использовал в "Зойкиной квартире". В доме Пигита находились и мастерские таких художников как Г. Якулов и фон Боль.
После Октябрьской революции 1917 года бывший доходный дом Пигита стал одним из первых рабочих домов-коммун, в которых решение всех вопросов по управлению и обслуживанию было передано общественности. Очень зримо этот процесс отражен в рассказе М.Булгакова "№ 13-Дом Эльпит-Рабкоммуна", а также в романе "Собачье сердце". В ходе преобразования жилого фонда в доме образовались огромные коммуналки на 9-10 комнат. В одной из таких комнат среди длинного коридора с 1921 по 1924 год здесь жил и Булгаков.
Вплоть до середины 60-х годов 20-го столетия творчество Булгакова было известно немногим театралам, которые видели спектакли по его пьесам: "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира", которые, несмотря на большой успех у зрителей официальная критика встретила в штыки, и у литературоведов.
Лишь после того, как в 1966 году, спустя 25 лет после смерти автора, в нескольких номерах журнала "Москва" был опубликован роман "Мастер и Маргарита", о Михаиле Афанасьевиче Булгакове заговорили широкие читательские массы. У романа сразу же появилось много поклонников. Необычный мистический сюжет, вплетенный в реальное время и обстановку вызвал интерес не только к автору произведения, но и к истинным деталям, описанным в романе.
Спустя несколько лет исследователи-энтузиасты нашли дом по улице Большой Садовой, в котором находилась квартира № 50, в которой, собственно, частично разворачивались странные события романа. В 80-е годы, когда квартира еще не была музеем, поклонники творчества М.А. Булгакова превратили стену вдоль лестницы в подъезде в настоящую галерею признательности. Здесь были слова благодарности и благословения, цитаты из романа и даже иллюстрации. После того, как об этой мемориальной стене узнали журналисты, вышла небольшая заметка в газете Известия, на которую власти отреагировали очень быстро. Буквально на следующий день стены в подъезде покрасили масляной краской, уничтожив все надписи и рисунки. Позднее были попытки возродить старую традицию, но на темной масляной краске все выглядело иначе.
В 1990 году был организован Фонд им. М.А. Булгакова, взявший на себя заботу о сохранении мемориальной квартиры писателя, а в 2007 году решением Правительства Москвы в "Нехорошей квартире" № 50 был открыт первый в России музей Булгакова.
Reply
Leave a comment