На постаменте появившейся недавно рядом с галереей "Дом Нащокина" скульптуры Мастера и Маргариты размещена атрибуция достаточно неоднозначного характера "Фрагмент запрещенного в 2003 году памятника М.А. Булгакову". Неплохо работают пиарщики галереи - у нас ведь как: если что-то запретили, то наверняка это что-то стоящее. Очереди на Голгофу еще никто не отменял. И вот уже весь интернет пестрит статьями про "не понятый обывателями" и проект памятника и гений скульптора Рукавишникова. Я не искусствовед, поэтому свое мнение по поводу сего прожекта оставлю за скобками. Просто предлагаю вспомнить, что планировали наваять на Патриарших, и что из этого получилось.
Та самая табличка с атрибуцией.
Конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову московское правительство объявило еще в далеком 1998 году. Выиграл его, наверное, самый спорный и плодовитый скульптор Москвы (после Зураба Церетели, разумеется) - Александр Иулианович Рукавишников. Он хорошо известен москвичам и гостям столицы памятником Шолохову с плывущими конями, Достоевским, сидящим на фоне библиотеки им. Ленина, и Никулиным, выходящим из машины напротив цирка на Цветном бульваре.
Согласно проекту Рукавишникова, памятник Булгакову на Патриарших прудах должен был быть расположен вдоль аллей, параллельных Малой Бронной и Большому Патриаршему переулку. Именно в этом месте Патриарших прудов и пили Иванушка с Берлиозом абрикосовую и там же встретили Воланда (об этом подробнее
здесь).
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах.
Источник:
www.vesti.ru Памятник, по аналогии с романом Мастер и Маргарита, должен был включать в себя три линии: московскую, ершалаимскую и мистическую. За ершалаимскую линию отвечал Иешуа, который должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром 10 метров не должен был замерзать даже зимой. Предполагалась также луна, которую бы имитировал прожектор, врезанный в газон.
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Фрагмент.
Источник:
www.vesti.ru Макет скульптуры Иешуа.
Источник:
www.eg.ru Видимо, в ершалаимскую линию также должны были входить статуи Понтия Пилата с собакой и Левия Матвея, но никаких изображений этих скульптур в интернете я не нашла. Вообще, что касается освещения во всемирной сети этого памятника, то с ним какая-то очень непонятная история: пишут очень много, а вот фотографий макетов, проектов и т.д. практически нет... Даже и не знаю, к чему бы это...
Михаил Булгаков, который отвечал за "московскую линию" романа должен был сидеть на лавочке за скульптурой Иешуа и смотреть ему в спину.
Макет скульптуры М.А. Булгакова.
Мистическая линия романа была представлена свитой Воланда и прочими потустронними персонажами. Сегодня в разных уголках Москвы можно посмотреть на Коровьева с Бегемотом и машину с водителем-грачом.
Коровьев и Бегемот. Скульптура А.И. Рукавишникова.
Машина с водителем-грачом. Скульптура А.И. Рукавишникова.
Центром композиции памятника на Патриарших должен был стать гиганский (12 м) примус. Он был бы одновременно и символом эпохи - примус в 20-х - 30-х гг. был чуть ли не в каждой московской квартире - и символом чертовщины.
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Фрагмент.
Источник:
www.vesti.ru Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Фрагмент.
Источник: www.kp.ru
Собственно, этот примус и вызвал негодование общественности, которое (небывалый случай!) привело к отмене строительства памятника Булгакову по проекту Рукавишникова на Патриарших прудах. Одно время памятник этот хотели перенести на Воробьевы Горы, но там уже вознегодовала православная церковь - рядом находится Андреевский монастырь. Правительство Москвы ожидаемо вняло аргументам церковников, и памятник не был построен вообще. Одно время в прессе появлялись сообщения, что отдельные скульптуры, входящие в памятник, будут разделены и установлены в разных местах района Патриарших, формируя так называемую "Булгаковскую тропу", но этот проект также был забыт.
Отдельные скульптуры памятника, тем временем, абсолютно стихийно находят свое место в различных местах Москвы. Уже упоминавшиеся в этой заметке Бегемот и Коровьев, Мастер и Маргарита, а также машина с водителем-грачом оказались раскиданными по разным уголкам Москвы. Явки и пароли (а также адреса и фотографии) можно посмотреть
здесь.
Другие заметки проекта про Москву Мастера и Маргариты смотрите
здесь.