О Ледовом побоище и пропаганде времен Великой Отечественной Войны

Apr 05, 2013 13:43


Годовщине битвы на Чудском озере посвещается...Битва на Чудском озере в восприятии многих наших современников является чуть ли не «главной битвой средневековья» (по крайней мере отечественного точно). Но стало оно таковым только в XX веке. Для людей XIII века событие это было, безусловно, важным, но не исключительным. Чтобы не быть голословной, ( Read more... )

пропаганда, Древняя Русь, история в картинках, средние века, Александр Невский, Великая Отечественная Война, СССР, Ледовое Побоище

Leave a comment

unclejosef April 5 2013, 10:03:56 UTC
Интересно, что по исследованиям историков в битве на Чудском ордене не было Тевтонцев... Собственно Тевтонский орден возражал против военных действий с Новгодом...

Reply

alienordis April 5 2013, 10:15:06 UTC
А вы не скажете, кто именно об этом писал? Занимаюсь сейчас как раз этим вопросом, но о подобной версии не слышала...

Reply

unclejosef April 5 2013, 10:19:57 UTC
Я видел в двух источниках:
- http://apb-to.jimdo.com/ (На сайте Бахтина)
- в книге Вильяма Урбана "Тевтонскийй орден".

Reply

alienordis April 5 2013, 10:22:51 UTC
Спасибо большое, почитаю!

Reply

alienordis April 5 2013, 10:24:40 UTC
Хотя, конечно, на первый взгляд очень странная версия - по крайней мере Старшая Рифмованная Хроника совсем противоположную идею продвигает...

Reply

unclejosef April 5 2013, 10:32:33 UTC
А какая у нее версия?
Оба автора в один голос утверждают, что со стороны тевтонских ордена не было ни одного из рукоаодителей. Более того, тогда шло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Битва происходила на территориях Ливонского ордена), Тевтонский орден не был заинтересован в этом объединении, кстати. Есть и еще однапричина.
У обоих, кстати, был один враг - Литва.

PS Нашел статью про это. Не исключено, что имеется небольшая путаница между Ливонским и Тевтонским орденом...

Reply

alienordis April 5 2013, 11:01:17 UTC
То, что тевтонцы в ней участвовали :) Вот здесь можно почитать текст, посвещенный событиям 1240-1242 гг.: http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Livl_Alte_Reimschronik/text25.phtml?id=1651

Что касается Ливонского ордена, то ордена с таким названием никогда не существовало. Сначала был Орден Меченосцев. Потом, в 1237 г. после разгрома в битве при Шауляе (1236 г.), он слился с Тевтонским орденом. "Ливонским орденом" в литературе обычно называется ливонское отделение Тевтоноского ордена.

Reply

unclejosef April 5 2013, 11:12:29 UTC
Пардон, описался.
Я имел в виду Орден Меченосцев.
В последнем абзаце я имел в виду, что при переводе могли спутать и назвать Ливонское отделение - Тевтонским орденом.

Reply

alienordis April 5 2013, 11:18:20 UTC
Вы имете в виду при переводе чего описались? СРХ?

Reply

unclejosef April 5 2013, 11:26:50 UTC
Да. Почему бы нет. Опять же автор мог ошибаться.
Еще следует обратить внимание на действия архиепископов в этот момент (Земля в этом регионе принадлежала как ордену, так и архиепископу).
В то время вылазки на границы были распространенным явлением.
Но, я не утверждаю, что точка зрения, приведенная в выше приведенных книгах правильная...

Reply

alienordis April 5 2013, 11:42:44 UTC
Всякое, конечно, могло быть :) Обязательно посмотрю книги, про которые вы пишете.

Reply

unclejosef April 5 2013, 11:46:33 UTC
Сосбтсвенно в Вашей ссылке указывается на архиепископа. При этом говорится о братьях, но к какой ветви, кто они и как много не указано...
В общем, большой вопрос!

Reply

alienordis April 5 2013, 14:16:07 UTC
Я поняла, почему мы с Вами не понимаем друг друга - мы под одними понятиями имеем в виду разные вещи! :)) Вы говорите о противоречиях внутри самого ордена, когда та часть его, которая состояла фактически из бывших меченосцев, не вполне хотела согласовывать свои действия с тевтонским высшим руководством. Правильно? А я смотрю на проблему с русской стороны и поэтому под "тевтонцами" подразумеваю всех рыцарей Ливонского отделения Тевтонского ордена, независимо от их политических амбиций, сепаратизма и т.д.

Reply

unclejosef April 5 2013, 14:24:31 UTC
Правильно. Так же как надо понимать, что существовала третья сторона в виде архиепископа, а так же особенности взаимоотношений соседей, в то времена разбойничьи вылазки считались нормой.
Тем более, когда хочется дать оценку действиям каждой из сторон, а не описать события.

Reply

alienordis April 5 2013, 14:29:52 UTC
А я ни в коем случае не хотела давать оценку Ледовому побоищу - об этом уже столько копий сломано, что вряд ли я смогу что-то новое в дискуссию привнести. Я вообще про пропаганду времен ВОВ писала :)

Reply

unclejosef April 5 2013, 14:33:20 UTC
Я Вас ни в чем не обвиняю. Если тон был менторским, то прошу прощения.
Все дело в том, что пропаганда времен ВОВ несколько изменила историю для этой самой пропаганды. Собственно и уточнил.

Reply


Leave a comment

Up