За давностью лет уже, не помню, где и как я в первый раз услышала, что интерьеры готических соборов никогда не были однотонными. Они раскрашивались средневековыми мастерами со всей детской искренностью в понимании прекрасного: если свод - то синий со звездами, как небо, если несколько колонн собраны в "пучок", то каждая будет раскрашена разным цветом, если просто стена, то ее камни тоже не оставят в натуральном виде, а нарисуют красивые "кирпичики"... Я уже не говорю о статуях, которые перестали раскрашивать только во времена Возрождения: подражая античным образцам, скульпторы Ренессанса просто не знали, что найденные ими белые статуи когда-то были полихромными. А потом как-то так и прижилось...
Давно собиралась написать об этом заметку и, обзаведясь новым объективом, специально для нее сделала серию фотографий внутреннего убранства церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Сразу оговорюсь, что, конечно, не со средних веков эта полихромия сохранилась. Большая часть росписи - плод реcтаврации XIX в., когда реставрировали, конечно с большим энтузиазмом и любовью к делу, но с гораздо меньшим объемом знаний, чем нам доступен сейчас. Поэтому "реставрацией" с современной точки зрения это вряд ли назовешь, скорее "фантазией на тему". Однако эта фантазия, на мой взгляд, вполне способна передать ту атмосферу, которая существовала в готических соборах во времена их постройки.
В процессе работы, как водится, задумка претерпела кардинальные изменения, и помимо интерьеров в ней появилась история реконструкций аббатства, начиная с 1000 года. Но главное - все равно полихромное убранство, так что кому не очень интересно читать про нервюры и капители, мотайте сразу в конец к цветным картинкам :)
История аббатства Сен-Жермен-де-Пре началась в VI веке, когда Хильдеберт I, сын первого христианского короля франков, получил от епископа Сарагосы тунику св. Викентия и частичку Истинного Креста. Чтобы обеспечить реликвиям достойное место, Хильдеберт повелел построить монастырь и церковь Св. Викентия на специально выбранном для них месте среди лугов неподалеку от Парижа.
Свое нынешнее имя аббатство получило несколько позже, когда Герман (Жермен), парижский епископ, и первый настоятель монастыря Св. Викентия, был причислен к лику святых. С тех пор монастырь стал называться «Святого Германа в Лугах (Saint-Germain-des-Prés). Начиная с VIII века Сен-Жермен-де-Пре был влиятельнейшим аббатством христианского мира. Он подчинялся только Папе Римскому, а руководил семнадцатью тысячами бенедиктинских монастырей по всей Европе.
Со времени постройки в VI веке церковь неоднократно была разграблена, потом не раз восстанавливалась и снова разрушалась.
Первая реконструкция церкви, следы которой дошли до нашего времени, была предпринята около 1000 года. Именно к этому времени относится основание колокольни, расположенной над входом в нартекс. Тяжелая каменная кладка, глухие стены, тяжелый двойные контрфорсы по углам со всей очевидностью выдают романский стиль, господствовавший тогда в европейской церковной архитектуре.
Романская колокольня церкви Сен-Жермен, построенная в XI веке.
Фото из Википедии.
Навершие колокольни более позднее и отноится уже к XII веку.
Фото из Википедии.
Портик у входа еще более поздний и относится уже к XVII веку.
Приблизительно в начале 50-х годов XII века в Сен-Жермен-де-Пре была произведена еще одна реконструкция. Был сохранен центральный неф XI века, а также старая западная башня (см. фото выше), которую украсили более современным скульптурным порталом.
Центральный неф (Если кому нужно, универсальную схему готического храма с обозначением на плане всех архитектурных терминов типа "неф", "хор" и т.д. смотрите
здесь.)
Романские капители колонн, отделяющих боковой неф, от центрального. То, что сейчас находится в храме - копии, оригиналы были разбиты во время Революции, а те, что остались находятся сейчас в музее Клюни.
Вид портала в 1745 году. Тимпан над входом исчез еще в XVII веке. Те фигуры, что представлены на рисунке были разбиты во время Французской революции.
Был полностью перестроен только хор, капеллы которого стали располагаться венцом.
Хор.
Деамбулаторий - галерея, расположенная между хором и капеллами.
Внутри апсиды и в остальном пространстве хора вместо обычных изящных монолитных колонн были установлены более мощные опорные столбы с высокими капителями.
Обладавшие классическими пропорциями, эти колонны выполняли не только прикладные, но и эстетические функции. Благодаря ним, удалось сгладить визуальное противоречие между прямыми боковыми стенами и округлой апсидой хора.
Кроме того, обретенное стилистическое единство хора было подкреплено единообразными группами высоких пилястр, протянувшихся вдоль колонн до самого свода.
Эта цельность композиции отвлекала посетителей церкви от того, что внешние пилястры апсиды и боковых стен хора поддерживали различные по форме арки и нервюры, зритель замечал только гармонию и структурную логику хора, которые в то же время эффектно контрастировали с крышей нефа, которая была все еще плоской.
В том же XII веке снаружи была построена система аркбутанов.
Система аркбутанов.
Фото из Википедии.
По вертикали, хор Сен-Жермен-де-Пре делится на три яруса: в отличие от двухъярусного центрального нефа он был снабжен дополнительным этажом - трифорием.
Трифорий - декоративная галерея, раположенная над арками и под окнами.
Фото:
http://www.eglise-sgp.org/site_v3/wordpress/architecture Двухярусная стена центрального нефа.
Слева - фрагмент трифория с арками, справа - двухярусная стена центрального нефа.
Арки трифория были освящены в XIII веке, когда верхние окна центрального нефа удлинили, чтобы улучшить освещенность интерьера.
Окна центрального нефа.
Вид хора и центрального нефа со стороны хора.
Фото:
http://www.eglise-sgp.org/site_v3/wordpress/architecture Аркбутаны же остались нетронутыми, благодаря чему церковь Сен-Жермен-де-Пре в настоящее время обладает самыми старинными сохранившимися готическими аркбутанами.
Фото из Википедии.
Если стены бокового нефа, в основном, гладкие и оснащены лишь окнами в круглых арках, то окна капелл и верхнего яруса центрального нефа обрамлены стрельчатыми арками, которые в центральном нефе выглядят еще рельефнее благодаря пилястрам и декоративным архивольтам.
Окна бокового нефа.
Окна центрального нефа.
Нервюрный свод центрального нефа, повторяющий формой свод хора, заменил оригинальную конструкцию крыши только в XVII веке.
Во время Французской революции абатство Сен-Жермен-де-Пре сильно пострадало. В частности, была частично уничтожена, частично распродана его богатейшая библиотека. Часть рукописей, кстати, сумел приобрести русский дипломат Петр Дубровский, и потом они поступили в Императорскую публичную библиотеку и Эрмитаж.
В уцелевших постройках аббатста устроили фабрику по производству селитры, непременного компонента в изготовлении пороха. На опасном производстве регулярно случались взрывы, нарушавшие прочность зданий.
Аббатство Сен-Жермен-де-Пре в 1687 г.
И в 1798 году.
В XIX веке была предпринята масштабная реставрация аббатства, но большинство строений настолько обветшали, что их пришлось снести. Нынешняя церковь - это практически все, что от него осталось. Именно во время этой реставрации было создано большинство росписей, которые можно увидеть в Сен-Жермен-де-Пре на сегодняшний день. Но, хотя это и новодел XIX века, по ним вполне можно проникнуться пониманием прекрасного людей средневековья. Смотрите и делайте выводы сами...
Многоцветье колонн, капителей и сводов...
Фантазийные узоры на арках.
Библейские истории в картинках...
Синий небесный свод с золотыми звездами.
Стены с нарисованными кирпичиками.
Пучки колонн, в которых каждая имеет свой цвет и орнамент.
С таким буйством красок готика была какой угодно, но только не мрачной...
При подготовке заметки использовались:
http://www.eglise-sgp.org/site_v3/wordpress/architecturehttp://www.travel-journals.ru/Paris/architecture/germain/germain.htmhttp://www.5arts.info/france-architecture_cathedrals_of_saint-maurice_and_saint-julien/http://www.sculpturesmedievales-cluny.fr/collection/saint-germain-des-pres.phphttp://www.patrimoine-histoire.fr/Patrimoine/Paris/Paris-Saint-Germain-des-Pres.htm Полихромные готические интерьеры можно еще посмотреть здесь:
Сен-Шапель: про реликвии, Латинскую империю, революцию и реставрацию