Отношение к симптому в медицине за последние века не претерпело значительных изменений. Являясь простейшим феноменом, симптом определенным образом увязывается с соседями в структуры. Связи эти носят причинно-следственный характер. Совокупность же первичных, простейших связей представляет собой синдром. А синдромы, связанные уже между собой- это конкретная нозологическая единица.
Место и значение симптома в психиатрии/психотерапии в общем, такое же и в этом смысле психиатрия ничем не отличается от соматической медицины. Схематические вышеописанное можно представить на плоскости в виде блок-схемы, где блоки и группы блоков- это симптомы и синдромы, а стрелочки- те самые каузальные связи. Вместе с тем, нужно отметить, что психиатрический симптом, является не телесным, а психическим феноменом, что сообщает ему дополнительные измерения, придающие ему определенный объем и трехмерность. Такое понимание в настоящий момент to не сложилось в явной форме,, однако при этом неосознанно применяется, значительно искажая картину и обуславливая, порой, полное перетолкование симптома, а значит и финального, диагностического суждения.
Изучение фактического состояния дел- цель не только этой заметки но и ряда последующих. Но для начала уместно дать сравнительную характеристику трехмерного звучания симптома в российской и западной психологии/психиатрии.
Итак, первое измерение, «плоскостное», уже описано выше. Это просто определенный узор каузальных связей.
Второе измерение-исторический контекст. В большинстве случаев практикующий специалист имеет весьма скудное представление о том, как именно появился, выделился и развился в его профессии тот или иной симптом. Подспудно считается, что текущее описание и характеристики данного клинического феномена являются вершиной развития, некой конечной точкой в линии развития. Это значит в большинстве случаев, что историческая ось максимально приближена к плоскости и не позволяет придать ей дополнительный объем. Западная психология, восприняв идею о «конце истории» как бы заморозила, остановила этот процесс, значимость которого в значительной мере усилилась по мере распространения такого явления, как отмена истории. Теперь там «отменяются» и все иные, не подходящие под доминирующую идеологию, исторически обусловленные толкования симптома или психологического феномена. Западное общество, выбросив из общественного дискурса принцип историзма, зафиксировала измерение симптома в одной позиции. Но сам принцип, само второе измерение при этом никуда не делся.
Третий аспект измерения симптома- социальный. Симптом как психологический, внутренний феномен, приобретает в обществе то толкование, которое на него накладывают общественные представления. Это, в свою очередь, в значительной мере меняет его общественное, а впоследствии и профессиональное звучание. Характерный пример движения значимости- это отношение к симптомам истерии. От времен Шарко до наших дней. Для западной модели существует несколько параметров, характеризующих это измерение
- двусторонняя проницаемость границы профессиональное сообщество/социум. Это означает, что открытия, суждения, мнения специалистов быстро распространяются в обществе и влияют на него. Но и общество в определенной мере влияет на параметры профессиональной деятельности( например, на формируемый сообществом фокус исследовательского и терапевтического внимания).
- принципы нормализации и толерантности.
Многие( в некоторых странах, почти все) психопатологические феномены объявляются нормальными, неслучайными, детерминированными определенным устройством мозга, что приводит к постулату «он не виноват, это нормально, он не может по-другому».
Указанные параметры в значительной мере меняют вес, значимость, само звучание симптома и его роль в постановке диагноза. Иногда это приводит к искажению или полному игнорированию тех самых, «плоскостных» каузальных связей.
Российская модель имеет иные параметры третьего, социального измерения симптома.
- низкая проницаемость границы профессиональное сообщество/социум. Преимущественно эта проницаемость носит односторонний характер.
Есть еще целый ряд иных параметров, формулировать и обсуждать которые необходимо в отдельной заметке.
Заключительная часть.
Итак, три измерения симптома. Каузальное, историческое, социальное. Считаю, что именно такой, трехмерный взгляд на симптом и психопатологию полезно внедрить в систему профессионального образования. Например, в преподавание общей и частной психопатологии. Это позволит видеть устройство самого нашего знания о психике и о психических заболеваниях/психологических феноменах, сравнивать, видеть сходства и различия моделей, свободно выбирать ту или иную парадигму трактовки.
Российскую трехмерную модель я бы охарактеризовал так:
1-е измерение: нозологичность
2-е измерение: принцип историзма и герменевтики
3-е измерение: Малая проницаемость между различными стратами(профессиональными сообществами) и обществом, в целом выраженный барьер в паре профессионалы/социум. Гуманизация различий через прощение.