«Хороший, плохой, злой» (1966 г.), классический вестерн, реж. Сержио Леоне.
«Джанго освобожденный» (2012г.), приключенческий вестерн, реж. Кв. Тарантино.
«Престиж» (2006 г.), мистический трилер, реж. Кристофер Нолан.
«Хороший, плохой, злой»
Классика жанра, вестерн-спагетти! Ковбойский период покорения Америки занял всего тридцать лет, но завоевал ума и сердца многих поколений. Да и как не грезить о свободе передвижений и действий, сидя в изнуряющих пробках?
Трое коллег по оружию, промышляющие быстротой своего пистолета (нагана, револьвера?), отрываются от своих обычных занятий, чтобы заняться поисками сокровищ. Их путь пролегает по стране, охваченной гражданской войной, да и вообще жить там страшно небезопасно. Тут стреляют, там вешают, здесь канонада. Как выжить в таких диких условиях? Какие принципы исповедовать? Жестокий период в истории, лишенный обременительных размышлений, догм и лицемерия.
Просторный и удивительно покоряющий фильм.
«Джанго освобожденный»
Нет силы «Хорошего, плохого, злого», но это и совершенно иной жанр, несмотря на внешнее совпадение с жанром вестерна-боевика. Главное в «Джанго» - восхитительный театр абсурда, начиная с потрясающей сцены встречи в лесу. Мне этот эпизод напомнил фильм «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» - та же нереальная реальность и буквально «втаскивание» персонажей в сами события.
Акцент на театральности, постановочности красной линией проходит сквозь весь фильм. Бывший дантист убивает шерифа, и хоп - помахал бумажкой и конфликт разрешился необыкновенным образом. Едет себе Джанго и видит красавицу - оказывается, это сон. Да и сама красавица - негритянка по имени Брунхильда, говорящая по-немецки, чисто театральный персонаж.
Особенно заметной театрализованность становится с появлением барина с говорящим именем Кальвином Кэнди (Сладенький Кальвин, безусловная отсылка на реформатора 16 века). От ДиКаприо у меня вообще мурашки идут.
Кэнди-ДиКаприо живет тем, что устраивает вокруг себя театрализованные представления по своему желанию, благо, актеры у него в полном подчинении и на любой вкус. Он абсолютный и беспредельный режиссер жизни людей вокруг него, который и представить не может, что кто-то тоже может быть режиссером, тем более его жизни.
И как для большинства театральных постановок, в «Джанго освобожденном» огромное значение имеют декорации (нереальной красоты) и цветовые решения (смотрела бы без звука, если бы диалоги не были так хороши).
«Престиж»
Очень красивый фильм. И поначалу я смотрела его, не отрываясь от экрана. Но с середины внимание стало рассеиваться, и по завершении фильма осталась я с чувством сожаления и пустоты. Что обидно.
Фильм повествует о двух фокусниках конца 19 - начала 20 веков, которые из друзей стали врагами и ведут борьбу за магическое превосходство не на жизнь, а на смерть. Рассказ ведется с нескольких точек зрения и нескольких временных пластов. Как фокус состоит из трех частей (завязка, исчезновение и появление), так и фильм построен на демонстрации этих же трех частей, причем с двумя развязками, и вторая полностью изменяет значение фильма.
Фильм сложный, как переходы в средневековом соборе, слабо освещенный и полный всяких перевертышей. На главных актеров приятно смотреть (Хью Джекман и Кристиан Бейл).
Но общее впечатление - безжизненности. Я люблю сложные, закрученные повествования и многоликость персонажей, но помимо закрученности и неоднозначности должно быть что-то еще. Какая-то искра человечности, хотя бы намек на само многообразие жизни, а не подражание ей…