The Bear and the Maiden Fair (Медведь и Дева). Мысли по поводу

May 16, 2013 16:23

Честно признаюсь, когда я смотрела эту серию в первый раз, то местами сочла её скучноватой, но чем дальше и дольше я над ней размышляю, тем больше у меня появляется мыслей и тем длиннее становятся мои записки. Поэтому я, пожалуй, остановлюсь на достигнутомJ.



Уже в заголовке серии появляется тема противостояния человека и животного. Вообще мир ПЛиО пронизан образами животных: волки, львы, кракены, драконы, олени, рыбы, собаки, вороны и т.д.. Средневековое сознание, характерное для ПЛиО, не так сильно ушло от архаического осмысления мира, когда люди отождествляли себя с животными. Такое мировоззрение уходит глубокими корнями в далекое прошлое, где одними из самых сильных страхов были страх холода и страх темноты, появившимися в ПЛиО на самых первых страницах.

Серия «Медведь и Дева» пронизана отсылками к образу животных: это не только тотемы кланов или львы-Ланистеры и лютоволки-Старки. Это Одичалые, живущие по суровым законам и поклоняющиеся Природе. Это варги, обладающие способностью переселяться в животных. Это люди, которые ведут себя хуже животных. Это зомби, которые нелюди и неживотные. Это борьба между человеческим (божественным?) и животным (природным) началами в душе человека. Это серия, которая начинается с крика орла и обзора мира его глазами и заканчивается схваткой с медведем.

Линия Джона Сноу
В этих эпизодах постоянно происходит противопоставление двух миров: мира цивилизованного и мира природы. Силой, решительностью, свободолюбием одичалые не могут не привлекать, но, как с горечью замечает Джон Сноу, Одичалым не выиграть у цивилизации.

Неслучайно, как мне кажется, появление в кадре лани, подстреленной Игритт. Сама собой напрашивается параллель к самому началу ПЛиО, когда олень, символа Баратеонов, погубил лютоволка Старков. Здесь же, возможно, Мартин сделал намек на будущую судьбу Игритт (сможет застрелить Джона Сноу и не станет этого делать?) и всех Одичалых.

Одним из самых любимых сюжетных моментов в ПЛиО для меня является сходные ситуации, в которые Мартин помещает своих героев. Нравственный выбор, который герои совершают, определяет не только развитие сюжета, но и их личность, становление их характера. Во втором сезоне было интересно следить за развитием Джона и Теона, во многом попавшим в сходную ситуацию, но принявшим диаметрально противоположные решения. Интересно было проследить и параллели между Станнисом, который предает брата ради собственных амбиций, и Джона Сноу, который преступает через собственные принципы чести, чтобы спасти своих черных братьев. В третьем сезоне наиболее ярко видна параллель между братьями Роббом и Джоном, когда перед ними стоит выбор долг или любовь.

Из отрицательного: немного раздражает Игритт неестественностью - не актриса, а персонаж (слишком много поведенческих и вербальных повторов).

Линия Брана
Продолжает линию Севера и тему «человек V животное» линия Брана. Здесь откровения Оши меня опять заставили задуматься, что именно помнят зомби и как их память используют Иные и чем это может обернуться для Вестероса.

Возвращение Джейме
Фантастически прекрасные сцены Джейме и Бриенны. Мне их линия чрезвычайно нравилась и в книгах, но сериальная действительность затмила даже мое книжное воображение.

Прежде всего, поражает Бриенна. Это Королева, а не женщина. Ни одна женщина во всем сериале не выглядела настолько царственно и величественно, как Бриенна в миг прощания с Джейме. Её мужество, сила духа и внутреннее благородство восхищают и трогают до глубины души. А прощальные слова: «Прощайте, сэр Джейме», которыми она выказывает свое уважение и признание Джейме и словно возвращает ему его веру в себя... Фантастическо прекрасно.

Наверное, такая сила духа стала последней каплей для духовного возрождения Джейме. Из человека, потерявшего возможность хоть как-то управлять своей судьбой (на самом деле, это произошло давным-давно), Джейме превратился в сильного Игрока, который взял свою судьбу в свои руки и блестяще разыграл карты, добившись освобождения Бриенны и не побоявшись рискнуть жизнью.

И возвращаясь к заглавной теме «человек V животное»: схватка Тартской Девы и медведя - это, по сути дела, проверка на то самое человеческое в душе каждого из персонажей ПЛиО. Либо ты оставляешь другого человека на съедению зверю, либо приходишь на помощь. И это выбор, который должен сделать сам человек. Иначе цивилизации, как таковой, не выжить.

И еще: мне показалось или как: Джейме как-то подозрительно стал напоминать Неда Старка!



Лев и львенок
В «цивилизованном мире» КГ продолжаются политические игры. Тайвин, запланировав династические браки детей, вернул своему клану слегка утраченные позиции, простерев свои руки далеко на Север и вглубь Хайгардена. И решил навестить внука.

Поразительно красиво снята сцена - цвет, свет, расстановка сил - движение в действии: поднимающийся по ступенькам Тайвин Ланистер и вжимающийся в спинку ЖТ Джоффри. И бросилось в глаза, насколько актеры неуловимо похожи, словно настоящие родственники.

Что меня восхитило помимо очевидного обещанного укрощения Тайвином Джоффри, так это то, как он лишил внука власти - тихо, без слов, без объяснений. Он просто увел у него двор, лишил мальчика аудитории, на которую тот работал, и оставил в совершенно пустом тронном зале: и некому стало доказывать свою власть, не над кем стало глумится.

В диалоге Ланистеров прозвучала и прекрасная отсылка на предыдущую серию «Восхождение»: мальчик-король, робко возражая против переноса заседаний МС в башню Десницы, получает зловещий ответ: дед может организовать доставку внука по лестнице. Ланистеры в прямом смысле организовали доставку Джоффри на трон, но, как и говорил Мизинец в «Восхождении», нужно постоянно прикладывать собственные усилия для подъема наверх, а проблема Джоффри в том, что он не считает нужным этого делать, «продолжая цепляться за королевскую власть».

Однако, как ни странно, Джоффри предстает более дальновидным политиком, чем Тайвин: он совершенно справедливо выказывает беспокойство по поводу растущих драконов и отмечает необходимость участия короля в деятельности МС и управления страной.

Тайвин отметает все его обоснованные замечания в совершенно не характерном для Ланистера опрометчивом стиле. По его словам, он опирается на сведения, поступающие от надежных людей, и здесь маячит, как мне думается, фигура массивнейшего игрока, Вариса. Кто еще имеет такую агентурную сеть шпионов, да еще за Узким морем?

Варис как теневой Игрок
Если собрать в единую цепь (а Мартин, автор-сценарист этой серии, предлагал назвать её именно цепь) разрозненные детали относительно Вариса, то образуется интереснейшая связка. Варис стоит за дезинформацией Тайвина и МС о драконах, Варис же «проговаривается» Тириону об отце и приводит его к тайному ходу в башню Десницы в 4 томе, когда Тирион испытывает жесточайший внутренний кризис. И Варис же наносит завершающий удар Ланистерам в конце «Танца Дракона».

Не может не восхитить не только масштаб Игры Вариса, но и ненавязчивость, почти незаметность намека Мартина на эту Игру в одном маленьком семейном диалоге между вестеросскими правителями. И на фоне бесподобной Игры паука-Вариса (опять животное!) невольно начинаешь сомневаться в политических способностях Тайвина: Игроки не могут себе позволить не замечать действий других Игроков.

Санса, Маргери и зрелость личности
Диалог Сансы и Маргери был тоже примечателен, и не столько сам по себе (Санса жалуется «за горькую судьбину», а Маргери её терпеливо и ласково пытается вразумить), сколько выводами относительно той самой заглавной Игры Престолов.

По большому счету способность играть в Игру Престолов во многом зависит от зрелости личности и от способности здраво и хладнокровно смотреть на ситуацию не изнутри, а снаружи. Санса все события оценивает с точки зрения «как мне, бедной, не повезло! Какой вред мне нанесли!». Но Санса личность незрелая, инфантильная и недалекая, неспособная подумать ни о чем, кроме собственного сиюминутного благоденствия.

Маргери же девушка умная, политически и личностно зрелая. Она умеет понять ситуацию во всей её неоднозначности, и потому Маргери - Игрок.

Линия Теона
Сцены с Теоном продолжают вызывать отвращение. Я не вижу в них ни правды, ни красоты, ни искренности (если перефразировать Тарковского). И количество ненужной обнаженки в этой серии превысило все мыслимые пределы. А ведь весь сезон так все неплохо шло в этом отношении…

Обращаясь к теме «человек v животное», легко заметить, что распад личности Теона сопровождается потерей им своей кожи и частей тела. Примечательно и то, подлинную суть человека обнажают Болтоны, чей герб изображает ободранного человека.

Линия Робба Старка
Немногим лучше линии Теона и соперничает с нею по количеству обнаженки. У меня практически не осталось сомнений в роли Талисы как засланного казачка.

Джеффри и Мелисандра
Кадр с проплывающим судном кораблем над останками погибших кораблей очень красив и по-мартиновски символичен. Очень люблю такие моменты. Мелисандра, как всегда, кажется неживой - уж не по этой ли причине она вызвала здоровое недоверие у мейстера и Давоса? И в очередной раз я так и не смогла рассмотреть, почему так восхищаются Джендри - я не могу разглядеть никаких мыслей в его глазах.

Дени
Красивая выстроенная и снятая сцена. Очень понравилось, как юнкайский посол явил собой часть живой картины с городом на заднем плане. Дени тут выступает как художник-Игрок, который выстраивает и мизансцену, и само развитие событий. Немного покоробило поведение Дени - она показалось излишне агрессивной и грубоватой.

Ну и лютоволчица Арья Старк попадает в лапы заклятого врага, Пса Сандора Клигана. Их совместная дорога покажет, сколь много общего у них…

сериалы, Игра Престолов, рецензия

Previous post Next post
Up
[]