Пятница 13, и причем тут Орден тамплиеров.

Oct 13, 2017 21:09



Приблизительно в 1118 году французский дворянин Гуго де Пейн собрал восемь своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и учредил духовно-рыцарский Орден, провозгласив его целью защиту пилигримов в их паломничестве к святым местам на Ближнем Востоке.

Это второй по времени основания (после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.

Свой орден они назвали «Бедные рыцари храма Соломона». Они были настолько нищи, что на двух человек у них была всего одна лошадь; в память об этом их печать на протяжении долгого времени представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. О деятельности ордена, как и вообще об ордене, мало кто знал вплоть до Собора в Труа (1128), на котором орден был признан официально, а священнику св. Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в котором были бы сведены воедино основные законы ордена.



Вильгельм, архиепископ Тирский, канцлер Иерусалимского королевства, один из крупнейших средневековых историков, - в своём труде описывает процесс создания ордена:

Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определённых условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин I, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений - одни пожизненно, другие во временное пользование - благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов».


Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II в 1120 году, ещё до Собора в Труа, выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший устав рыцарей Храма, стал и патроном ордена. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей - храмовниками (тамплиерами). В документах 1124-1125 годов тамплиеры именуются «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма».

Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную «национальную» принадлежность - орден считался французским.

Уже в 1133 году бездетный король Арагона Алонсо I, который также владел Наваррой и Кастилией, умирая, завещал все свои владения орденам тамплиеров и госпитальеров. Хотя это завещание не было исполнено, но восшедший на арагонский престол Рамиро эль Монхе откупился от орденов очень крупными подаяниями.

29 марта 1139 года папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, что тамплиеры могут свободно пересекать любые границы, освобождаются от налогов, и не подчиняются никому кроме самого римского папы.

Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Орден тамплиеров имел особый статус - не только светской организации, но и духовной; следовательно, нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (например, давать деньги в рост евреям).

Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём, если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчётов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал относительно небольшой сбор. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов, игравших роль денег. Теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком пергамента и в любой прецептории (тамплиерском аналоге комтурии) получить полновесную монету. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников.

У Ордена можно было взять ссуду под 10 % - для сравнения: кредитно-ссудные кассы и ростовщики давали ссуды под 40 %. Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае. Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все - от крестьян до королей и пап.

Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов: «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом - Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной. Ещё за 100 лет до этого один из ключей от иерусалимской казны также был дан на хранение Ордену.

Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных экономистов.

По мнению Десмонда Сьюарда «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».


В XII-XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость.

В середине XIII века около 9000 мануариев, а к 1307 году - около 10500 мануариев. Мануарием в Средние века называли земельный участок размером 100-200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Тем не менее, следует отметить, что земельные владения Ордена Иоаннитов более чем вдвое превосходили владения Ордена Храма.

Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю.

Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении за́мков и мощении дорог. На Западе усилиями и за счёт Ордена строились дороги, церкви, соборы и замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например, Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие. За менее чем 200 лет Орден построил в Европе 80 соборов и 70 храмов поменьше.

Важна дорожная деятельность тамплиеров. Нехватка дорог, множество таможенных барьеров - сборов и пошлин, взимаемых каждым феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли передвижение. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. За проезд по их дорогам не взималась пошлина - явление, исключительное для Средневековья.

Значительной была и орденская благотворительность. Устав тамплиеров предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостаре цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.

Непомерные богатства ордена вызывали вражду и зависть, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который сам был крупным должником ордена и жаждал прибрать к рукам их богатства. Привилегии ордена - подсудность лишь папе, изъятие из-под юрисдикции королей, освобождение от церковных налогов - вызывали недоброжелательство со стороны церковного клира.

22 сентября 1307 года Филипп IV добился от Королевского совета принятия решения об аресте во Франции всех тамплиеров. Была назначена и окончательная дата - пятница 13 октября. Любопытно, что вся подготовка была проведена в условиях жесточайшей секретности. Все задействованные в операции люди знали только, что под руководством короля готовится какая-то серьезная акция, получив конверты с предписаниями, вскрыть которые позволялось только в ночь на 13 октября.

Незадолго до роковой даты во Францию прибыл Великий магистр Жак де Моле и практически все орденское руководство, которых Римский папа Климент V, получивший престол Ватикана не без помощи Филиппа IV, вызвал с Кипра для обсуждения возможности похода в Сирию. Видимо, он и посоветовал Великому магистру временно обосноваться во Франции.



Членов ордена обвиняли в тягчайшей ереси - в отречении от Иисуса Христа, оплевывании распятия, целовании друг друга непристойным образом, мужеложстве, поклонении идолу Бафомету на своих тайных собраниях, кремации умерших братьев и подмешинии пепла в общую трапезу, личном посещении Сатаной их собраний и целовании его в непристойные места и т. д. Ко многим заключённым применялись тяжелейшие пытки, несколько сот тамплиеров было замучено до смерти в первые же дни после арестов. В октябре и ноябре арестованные тамплиеры, в том числе Жак де Моле, Великий магистр ордена, и Гуго де Пейро, генеральный визитатор, почти одновременно признали себя виновными. Затем де Моле публично повторил своё признание по всем пунктам обвинения перед собранием теологов Парижского университета. Со своей стороны Филипп IV написал другим христианским монархам с настоятельной просьбой по его примеру арестовать всех тамплиеров в их владениях.

В ночь на 13 октября во Франции прошли массовые аресты тамплиеров. В парижской резиденции ордена, замке Тампле, было схвачено 140 человек, включая Великого магистра. Но рыцарей там оказалось всего несколько человек. Буквально за несколько часов до арестов из замка спешно вышел большой обоз с сильной рыцарской охраной. Что он вез и куда подевался - так и осталось тайной. Но значительную часть сокровищ и атрибутов, упоминаемых позднее арестованными в ходе допросов, в Тампле не нашли. Как не нашли и многие орденские документы, которые Великий магистр успел спрятать или уничтожить.

Многие подследственные признали обвинения, потом от признаний отказались. Часть тамплиеров была сожжена, прочие навсегда сгинули, приговорённые к пожизненному заключению.

На процессе под жесточайшими пытками Моле несколько раз менял свои показания. В октябре 1307 года он признал, что в ордене существовал обычай отрекаться от Христа и плевать на крест. Однако на Рождество того же года, перед папскими уполномоченными магистр отказался от своих показаний. В августе 1308 года, в Шиноне, Моле вновь вернулся к первоначальным показаниям, а в 1309 году фактически отказался защищать орден. Судя по всему, он надеялся на аудиенцию папы, которая так и не состоялась.

Летом 1311 года папа объединил свидетельские показания, полученные во Франции, с материалами следствия из других стран. Только во Франции и в подвластных ей землях от тамплиеров добились признания вины. В октябре 1311 наконец состоялся Вьеннский собор. Папа потребовал упразднения ордена, обесчестившего себя и уже не способного существовать далее в прежнем виде. Сопротивление отцов Собора было довольно значительным. Папа, под давлением короля Франции, настоял на своих требованиях, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла «Vox in excelso» от 22 марта 1312 года ознаменовала роспуск ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена передавалась их соперникам госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму денег как судебную компенсацию.



Конец ордена историки датируют 1314 г., когда на Еврейском острове в Париже на костре был сожжен Великий магистр (двадцать третий и последний Магистр ордена Тамплиеров) Жак де Моле. Когда сжигали Жака де Моле, он с костра отказался от всех своих признательных под пыткой показаний, проклял короля Филиппа IV и папу Климента V и предрек им гибель в течении года и попадание в ад.


Чуть более чем через месяц (20 апреля 1314 года) после инцидента на охоте скончался Папа Климент V. Филипп Красивый 29 ноября 1314 года также внезапно умер, упав с коня на охоте. Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314-1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив наследников. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

Но это ещё далеко не всё. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337-1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошёл с ума.

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547-1559) погиб на турнире, Франциск II (1559-1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560-1574) умирает от болезни, Генрих III (1574-1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мёртвого монарха и показал её толпе, громко крикнув ставшую исторической фразу: «Жак де Моле, ты отмщён!»

Еще известно, что неведомо куда подевалась часть тамплиерского золота, что тамплиеры обладали сакральными знаниями, что к ним уходят корни розенкрейцерства, масонства и других таинственных течений.

Именно с 1307 года оставшиеся в живых тамплиеры стали отмечать 13 октября как роковую для ордена дату. А со временем "черной датой" стала считаться пятница 13 числа любого месяца. И теперь, с опаской встречая роковую дату, многие и не догадываются, что началось все с разгрома тамплиеров королем Филиппом IV в далеком ХIV веке.

история

Previous post
Up