"Огромная, черная стрела часов, застывшая перед своим ежеминутным жестом, сейчас вот дрогнет, и от ее тугого толчка тронется весь мир: медленно отвернется циферблат, полный отчаяния, презрения и скуки; столбы, один за другим, начнут проходить, унося, подобно равнодушным атлантам, вокзальный свод; потянется платформа, увозя в неведомый путь окурки, билетики, пятна солнца, плевки; не вращая вовсе колесами, проплывет железная тачка; книжный лоток, увешанный соблазнительными обложками,-- фотографиями жемчужно-голых красавиц,-- пройдет тоже; и люди, люди, люди на потянувшейся платформе, переставляя ноги и все же не подвигаясь, шагая вперед и все же пятясь,-- как мучительный сон, в котором есть и усилие неимоверное, и тошнота, и ватная слабость в икрах, и легкое головокружение,-- пройдут, отхлынут, уже замирая, уже почти падая навзничь..."
Click to view
Удивительный, неповторимый слог Набокова, вероятно свойственный его врожденной синестезии. Не знаю, как у Вас, уважаемый Читатель, каким-то чудом забредший на мою страничку в дебрях электронной паутины. Но у меня эти строки вызвали маническое желание погрузиться в этот вагон поезда вместе с автором, прильнуть к окну, вздрагивая от толчков трогающегося состава. И переживать вместе с ним так прекрасно описанные казалось бы банальные картинки - наверное это именно то, что мы обычно и ждем от литературы классических авторов.
И вот, читая, перечитывая и углубляясь мыслями в этот первый абзац "Король, дама, валет", отчего-то представил себе возможно неожиданный Вам ассоциативный ряд.
Каждый из нас на своем жизненном пути едет в купе поезда, который время от времени делает краткосрочные остановки. Иногда на этих остановках мы выходим и делаем пересадку на другой поезд, но большую часть времени едем конечно в своем вагоне, может быть только изредка меняя купе.
Наше купе - это наш мирок, который мы охраняем, где-то рядом в вагоне - наше ближнее окружение. Время от времени, в него входят новые люди, которые принимаются нами как наши спутники по жизни, и мы вместе с ними едем-живем дальше, наслаждаемся и радуемся жизни в той степени, насколько каждому из нас отмерил творец. Бывает, что эти встречи мимолетны и скоротечны, бывает и по-другому.
Ничто не вечно... и расставаясь, мы остаемся в опустевшем купе, а путь дальше окутывает состояние одиночества и угнетенности. Иногда вслед нашему профилю в уходящем окне несутся проклятия от разочарованного в своих ожиданиях бывшего еще совсем недавно таким родным спутника. И от этого становится еще более грустно и одиноко. Бывает - это добрый взгляд благодарного за встречу человека, который грустно, но напутственно и трогательно машет вслед рукой. А иногда наши спутники просто остаются в нашем поезде, только едут где-то рядом, в одном из соседних вагонов. И их присутствие рядом долгое время нами ощущается...
Проходит какое-то время в пути после разлуки и вот мы вновь с надеждой и особенной внимательностью вглядываемся в лица стоящих на перроне во время остановок или в соседних вагонах при движении поезда. Надо верить, искать и ждать. Встряхиваясь и очищаясь после потерь и расставаний, питаясь добрыми позитивными воспоминаниями, как это произошло у Ганина о Машеньке в первом романе Набокова. Ведь каждая новая встреча дарит надежду, что это он: тот спутник, с которым вам по пути, с которым будет так тепло и близко в этом купе.
" ...На реке теперь отражался левый, красный, как терракота, берег, сверху поросший елью да черемухой, в красной крутизне вырезаны были имена и даты, а в одном месте кто-то, лет десять тому назад, высек громадное скуластое лицо. Правый берег был пологий, вереск лиловел между пятнистых берез. А потом, под мостом, хлынула темная прохлада, сверху был тяжелый стук копыт и колес, и когда опять лодка выплыла, солнце ослепило, сверкнуло на концах весел, выхватило телегу с сеном, которая как раз проезжала по низкому мосту, и зеленый скат, и над ним белые колонны большой заколоченной усадьбы александровских времен. А потом спустился к самой реке с обеих сторон темный бор, и лодка с мягким шуршаньем въехала в камыши..."
Читайте хорошую литературу, литературу проверенную временем. Особенно русскую литературу, лучшие представители которой и просветители, и философы, и психологи, и лекари наших душ. Душ читателей, готовых это воспринимать. Берегите свой мозг от мусора, присущего современному чтиву. Уж больно часто тянет нас мерить и анализировать свою жизнь по тем фильмам и книгам, которые окружают современный нам мир.
"Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом,как снадобье, полезное для сердца или ума, этого «желудка» души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, - тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту - тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови."
P.S. Ах как жаль, что не добрался поклониться автору этих великих произведений в Cimetière de Clarens и ограничился только памятником у Montreux Palace. Значит - в следующий раз.