500 лет назад - Сикстинская Капелла

Oct 31, 2012 11:16




Сикстинская капелла после 4-х летней росписи Микеладжело была открыта папой Юлием II во второй половине 31 октября 1512 года для вечерней литургии в канун дня всех Святых.
Сикстинская капелла - бывшая домовая церковь в Ватикане, была построена архитектором Джованнино де Дольчи по проекту Баччио Понтелли между 1473 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV. Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV - папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов, и от гнева римских прихожан. Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Подчиняясь воле пап, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые размеры, имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени. Прямоугольный зал разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового заветов.


В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы по совету Браманте и Рафаэля, которые надеялись на то, что флорентийскому мастеру скульптуры не удастся живописная работа и его провал позволит им вновь возвыситься при папском дворе. Микеланджело к этому времени был уже известен как выдающийся скульптор, и всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Но Папа, как человек упрямый и наделенной властью, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в желании получить роспись, исполненную кистью великого скульптора. Микеланджело был вынужден уступить. . К началу работы Микеладжело, капелла уже была украшена такими великими мастерами, как Сандро Ботичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли.
В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но мысли его все еще были полны обнаженными скульптурными образами, которые он должен был изваять для папской гробницы в соборе святого Петра. По распоряжению папы Юлия II работы над гробницей были приостановлены, и Микеланджело очень сильно переживал это.
Нехотя он приступил к работе. Вызвал из Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески. Надо сказать, качество первого проекта росписи полностью отвечало чувствам мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен и планировал написать лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и для самого себя в первую очередь) работа над этим проектом полностью захватила его. Он заперся в капелле в полном одиночестве и создал одно из величайших произведений искусства. Это сказалось на здоровье Микеланджело: за это время, огромное количество краски попало в его легкие.
Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, в своих грезах, он создает как бы свой титанический мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением. Цель, которую ставил перед собой Микеланджело, - превзойти природу, сотворить из человека титана.

Папа Юлий II, осмотрев творение, заметил, что ожидал большего - больше золота и голубого неба, на что мастер ответил, что на фресках изображены святые, которые, как правило, не были богаты.
Интересно, что после расчистки в начале 1990 годов закоптившегося от свечей потолка капеллы выяснилось, что Микеланджело использовал приемы, ставшие позже характерными для импрессионистов: так в темные тона он добавлял не черную, а фиолетовую краску, светлые же разбавлял не белым, а желтым.

После окончания работы в 1512 году, Микеланджело переключался на создание скульптур, практически не занимаясь росписью, вплоть до 1536 года, когда он начал работу над "Страшным Судом". «Страшный суд» вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.

Фотографировать в Сикстинской капелле запрещено, однако благодаря официальному сайту Ватиканских Музеев  у нас есть возможность совершить виртуальную экскурсию и подробно рассмотреть это произведение (достаточно кликнуть на изображение, приложение откроется в том же окне). Для осмотра нажмите кнопку мыши и двигайте ею, используя колесико для изменения масштаба.




( 29 фото, источник )



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.



2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы,
Внизу: Сотворение Адама - центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена - Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год , когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



11. Сикстинская капелла - Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них - спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.



12. Потолок Сикстинской капеллы - северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы - южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница , Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена - Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена - искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он - сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея - Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена - Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей - Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена - Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.



23. Сикстинская капелла, Южная Стена - Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек - это Джошуа.
Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.



24. Сикстинская капелла, Южная Стена - Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.
В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.
Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.



25. Сикстинская капелла, Южная Стена - Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.
Слева: Он передает лидерство своему преемнику - Джошуа.
В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.
Слева: Люди оплакивают его смерть.



26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.



27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.



28. Сикстинская капелла, вид снаружи.



29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта и художников со всего мира.

искусство, религия, церковь, красота, история

Previous post Next post
Up