Бал Лунного Пса

Apr 13, 2012 05:24


продолжение статьи " Всемирный день рок-н-ролла"

Бал Лунного Пса


      Нет возможности установить точную дату рождения рок-н-ролла. Но можно назвать год - 1952 и имя человека, который популяризировал название новой музыки: им был 30-летний диск-жокей Alan Freed. После неудачной попытки устроиться радиокомментатором на нью-йоркской станции, ему пришлось довольствоваться ролью диск-жокея на радиостанции в Кливленде.

Элэн Фрид по натуре был возмутителем спокойствия. Музыкант с классическим образованием и особой слабостью к Вагнеру (он даже назвал одну из своих дочерей Зиглиндой по имени героини одной из опер композитора), в конце 40-х годов Фрид имел лучшее поп-шоу на радиостанции WAKR в городе Экрон. И это принесло ему одни неприятности. Он дошел до статуса первого диск-жокея Экрона, начав со сменной работы за 43 доллара в неделю в Нью-Касле, штат Пенсильвания. В начале 1950 года, когда контракт с WAKR почти истек, он решил, что заслуживает существенной прибавки к жалованью. Хозяева радиостанции с этим не согласились, Фрид собрал вещи, перешел улицу и предложил свои услуги соседней радиостанции WABC. Пикантность ситуации заключалась в том, что срок прежнего контракта еще не истек, и его вызвали в суд. Постановление запрещало Фриду выступать в течение года на расстоянии ближе 75 миль от Экрона.
Это нисколько не умерило его пыл.

Элэн Фрид объявляется в Кливленде и, не мудрствуя лукаво, организует телешоу «Request Review» (Ревю по заявкам). Следует взрыв популярности. Период работы на другой радиостанции WJMO проходит не столь гладко - его боевой характер и проблемы с алкоголем не очаровали руководство. Именно тогда Фрид попадает на станцию WJW и проигрывает по вечерам классику, изредка прикладываясь к бутылке «Скотч-виски» и поплевывая на правила Федеральной Комиссии Связи.


      Ирония этой истории в том, что Фрид был туговат на ухо. Зато он обладал чутьем, которое безошибочно подсказало ему, какой саунд в данный момент наиболее подходящий.

Лео Минц владел тогда одн
им из самых больших музыкальных магазинов Кливленда «Рекорд Рандеву». Он-то и обратил внимание на орды белых подростков, заказывавших у него ритм-н-блюз. Минц усмотрел в повышении спроса тенденцию. Отловив однажды Фрида, он рассказал ему о феномене: «Это могло бы вытащить твою карьеру. Может, попробуешь вести ночной радиоконцерт, где ты не крутил бы ничего, кроме негритянской музыки?» Фрид колебался, Минц его ободрял: он сам будет давать рекламу во время радиошоу и поможет найти других спонсоров. «В конце концов, - говорил он, - станция почти не вещает после десяти вечера, почему бы не попробовать».
Элэн Фрид запомнил высказывание Минца о том, что «в этой музыке бит так силен, что любой может танцевать под нее без всякого обучения», и рассчитывал на скорую популярность.

И он предпринял шаг, который в ретроспекции кажется простым и очевидным. Однако, по тем временам такой шаг был из ряда вон выходящим: ему удалось уговорить директора радиостанции WJW открыть новую еженедельную программу для передачи "запрещенной" музыки в июне 1951 года, ожидая, что его 50 киловатт чистой мощности в антенне отразятся от озонового слоя и принесут радиоволны освобождения всем «лунным псам» и «сумасшедшим кискам» Пенсильвании и Огайо.
      Специально для этой программы он взял себе псевдоним Moon Dog (Лунный Пес) - отчасти потому, что эта кличка, как ему казалось, подходила для новой музыки, а отчасти с целью обезопасить свое имя на случай провала. Свою еженедельную передачу Фрид окрестил "Moondog's Rock and Roll Party" ("Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса"). Подтолкнул события слепой Луи Хардин, белый уличный музыкант, который был высок ростом, одевался как викинг и писал серьезные композиции, исполнявшиеся камерными составами Нью-Йорка - композиции, которые он регистрировал под псевдонимом «Мундог». Когда Фрид вышел в эфир, Хардин-Мундог был вне себя от ярости и подал в суд. В декабре 1954 года Хардин выиграл дело, поэтом
у Фрид изменил название своей эфирной смены с «Moondog Show» на «Rock and Roll Show», а большое праздничное шоу объявлялось как «Rock and Roll Jubilee» (Рок-н-ролльное празднество). Фрид захотел застолбить название в агентстве по авторским правам, но быстро выяснил, что это невозможно. Надо было сделать так, чтобы зрители наверняка связали имя Фрида с новым словосочетанием.

Рок энд ролл. Рок-н-ролл. Просто идеально. Таким образом, можно было отличить «новый» ритм-н-блюз от просто блюза и архаичного «бородатого» блюза в стиле Миллз Бразерз. Как ни крути, а рок-н-ролл не вписывался ни в одну из старых категорий. Зато теперь можно было сказать, что Фэтс Домино имел больше общего с Биллом Хейли, чем с Уайнони Хэррисом, что у Элвиса Пресли больше общего с Рэйем Чарлзом, чем с Эрнестом Таббом. По мере приближения 1955 года старые стражи-критики стояли ошеломленные, сконфуженные и озадаченные, пытаясь сообразить, что же происходит. И только беспрецедентный взрыв новых стилей оправдывал и прощал путаницу.
      Почему именно рок-н-ролл? Вероятно, это одно из тех бессмысленных словечек, случайно попадающих на язык? Не совсем так. Оба слова, составивших термин, были заимствованы из негритянского слэнга и уже несколько лет мелькали на пластинках. Вряд ли именно Фрид слил их воедино, но бесспорно другое: он ввел это выражение в обиходную разговорную речь.
 
     С самого начала родители встретили этот термин в штыки, утверждая, что рок-н-ролл имеет значение грязное и похабное. Отчасти они были правы: "рок-н-ролл" - это эвфемизм. Изначально "делать рок-н-ролл" означало танцевать, но не требовалось обладать особым воображением, чтобы угадать, что именно стоит за данным эвфемизмом.

Чарли Джиллетт в своей книге "Звук города" пишет, что в ритм-энд-блюзе слова "rocking" (трясти, качаться) и "rolling" (вертеться, кататься) издавна имели сексуальный смысл. Поэтому, когда эта музыка всплыла на поверхность, и белые артисты начали исполнять "расовые " песни, представители фирм записи схватились за синие карандаши и принялись подчищать тексты. И вот такие выражения, как "roll with me Henry" ("поваляйся со мной, Генри"), стали превращаться в невинные фразы типа "dance with me Henry" (" потанцуй со мной, Генри")!
      В общем, даже если Фрид и не ведал об истинном смысле термина "рок-н-ролл", все же выбрал его он, и с его легкой руки новая музыка так и стала называться.

Из книги Олега Усманова "Герои рок-н-ролла":
В эфире культурный Фрид чумел. Концерт обычно открывал «Блюз для лунного пса» Тода Роудза и его
плачущее саксофонное соло. Тогда Фрид завывал как помешанный койот и постепенно входил в программу «патентованным» бархатным голосом, объявляя первую сорокапятку и готовясь читать рекламу. В пределах досягаемости (и рядом с вечно присутствующей бутылкой) Фрид держал толстый телефонный справочник Кливлэнда и во время особо отвязного саксофонного инструментала начинал отбивать по нему ритм, вопя: «Давай, давай, да-да-да-да-давай-давай!» Это походило либо на умопомешательство, либо на анархию. Как раз то, что ждала огромная масса молодых людей.
Но Фрид понимал, что если просто крутить пластинки, то шибко не заработаешь. Коль ребятам нравились записи, представьте, как бы они себя почувствовали на концерте живых звезд, не говоря уже об участии самого старины «мундоггера»!! Что касается концертной рекламы, тут Фриду было с кого брать пример. Еще в 1952 году лос-анжелесский импрессарио Бен Уоллер - он представлял интересы Роя Милтона, Перси Мэйфилда, Би Би Кинга и других, словом, целого списка артистов, который читается, как «Кто есть кто в ритм-н-блюзе» - пошел на эксперимент. Устроив ревю с составом из нескольких лучших исполнителей в аризонском городе Финикс, Уоллер заказал клуб на три вечера подряд и разделил их так: один вечер для белых, другой для негров, а третий для мексиканцев. К его удивлению «белый» вечер собрал больше зрителей и доходов.
В июне Фрид взял недельный отпуск и поехал в Нью-Йорк поискать талантливых танцоров рок-н-ролла. Однажды он уже организовывал трехконцертное турне малоизвестным ритм-н-блюзовым исполнителям. Ему удалось собрать т
ысячу зрителей в Огайо, полторы тысячи в Янгстауне и две тысячи триста в Экроне; при этом его станция транслировала концерты. В августе он выставил в Экроне еще одну афишу, где значились Чарлз Браун и самая «горячая» вокальная группа года «CLOVERS» (Клевер). Элэн Фрид получил 3 тысячи оплаченных заказов, а «Биллборд» сообщал о «нескольких тысячах, которые пришлось отклонить». Фрид ликовал! То, что ему когда-то не повысили зарплату, оказалось счастливейшим событием его жизни. Теперь ритм-н-блюзовые программы появились на многих радиостанциях, в том числе на малых, которые вещали на иностранных языках: они удовлетворяли вкусы иммигрантов, которыми изобиловали мегаполисы Нью-Йорк и Чикаго. На нью-йоркской станции WLIB сидела Беттлу Пэрвис с программой «Spinner Sanctum», что можно перевести как «Святая крутильня» или «Крутая святильня» (перевод небуквален, зато дух сохранен). Филадельфийская станция WHAT переманила из Балтимора Дуга «Джоко» Хендерсона с программой «Космический корабль Джоко». Джин Ноблз и Джон Ричбург вещали на Нэшвилл. Кен Эллиот и Клэренс «Поппа Стоппа» Хэммэн заставляли скакать весь Нью-Орлеан. Говоривший как университетский профессор, Джордж «Хаунд Дог» Лоренц обучал крутым вещам молодежь в Баффэлло. Все они орали, визжали и вопили с большим искусством и серьезным видом, крутили пластинки, которые можно было найти в «опасной» части города, и сообщали, где их можно достать. Они будоражили и перемешивали гормоны в неожиданных сочетаниях.


Пионеры и арлекины, они стали связными тайного общества молодых, дали им пароль и пропуск, сказали, что жить отдельно - не значит быть одиноким. И помогли найти и объединиться тем избранным, кто первыми услыхали новость: сегодня вечером будет хороший рок.
Диск-жокеям типа Фрида и Хантера Хэнкока (друг Джонни Отиса) из Лос-Анджелеса, крупно повезло. Они оказались в нужное время в нужном месте, когда вся каша еще только заваривалась. Попс, перегруженный сентиментальностью, отживал свое. Джаз ушел на интеллектуальную и совершенно нетанцевальную орбиту. Хиллбилли-музыка хотя и переживала свой золотой век - в хитах царили Хэнк Уильямз и Уильям Орвилл Фриззел - но и она не была той залихватской музыкой, которую жаждала слушать молодежь даже на юге Америки.

Если в какой-то сфере поп-музыки и бурлило что-то новое, так это был ритм-н-блюз. «Биллборд» нанял юношу по имени Боб Ролонц вести постоянную рубрику «Rhythm And Blues Notes» (здесь каламбур: «notes») означает и «заметки» и «ноты»). В номере от 15 сентября 1951 года Ролонц «заметил», что вокальные группы буквально заполонили ритм-н-блюзовые афиши и захватили лидерство как по проданным пластинкам, так и по долларам кассовых сборов. Спустя полгода он отметил успех так называемого «южного блюза» - в подобном стиле играли Джон Ли Хукер и Лайтнин Хопкинз. Их хорошо раскупали в Нью-Йорке, помимо таких традиционных центров, как Нью-Орлеан, Даллас, Атланта и Лос-Анджелес. Итак, первая часть формулы рок-н-ролла была готова.


      Шоу Элэна Фрида приобрело широчайшую популярность среди тинэйджеров Кливленда, как белых, так и черных.
      Фрид мастерски продавал свой товар. Он орал, выл, визжал и молотил кулаком по пульту в такт музыке. Он был связан со слушателями своего рода таинством звука. Вскоре Фрид решил, что настало время перенести этот дух рок-товарищества в более осязаемую форму - на сцену. В марте 1953 г. он организовал на местном стадионе Кливленд Арена "Бал Лунного Пса".
      В успехе Фрид был уверен, но действительность превзошла все ожидания. Хотя Арена могла вместить только 10000 зрителей, пришло во много раз больше. Бесновавшаяся толпа была была неуправляема, но хуже всего оказалось то, что 1/3 зрителей состояла из черных! В сегрегационной атмосфере Кливленда факт совместного радения белых и черных ребятишек был абсолютно вопиющим. Именно этим и были возмущены отцы города. Однако, значение этого события заключается даже не в том, что такая масса белых ребят смешалась с черными в одном месте, а в том, что это наблюдалось на концерте, где выступали исключительно негры!
Фрид открыл кессоны, и бурный поток вознес его на гребень волны успеха. Под впечатлением его кливлендского концерта, в 1954 г. с ним заключила контракт нью-йоркская радиостанция Wins. Фрид отказался от псевдонима Лунный Пес и очень быстро стал знаменит под своим настоящим именем.


Шоу Фрида на радиостанции Wins побило все рекорды Нью-Йорка. Фрид был повивальной бабкой рок-н-ролла, и вскоре он начал пожинать плоды своей проницательности. Его имя на диске или рекламном щите воспринималось как знак качества. Особенно прославились его шоу в нью-йоркском зале Бруклин Парамаунт, в которых участвовали ведущие звезды ритм-энд-блюза и рок-н-ролла.
      Это были не просто рок-шоу, а сходки людей единого племени: молодежь стекалась туда, чтобы праздновать свое единство, чтобы быть вместе, почувствовать силу своих рядов и обрести уверенность среди тысяч единомышленников.

К середине пяти
десятых Элэн Фрид и рок-н-ролл стали синонимами. Иэн Уитком в книге «После бала» утверждает, что одно время фирмы грамзаписи даже платили Фриду за право использования термина «рок-н-ролл»! Фрид стал крестным отцом рок-н-ролла, его имя в рекламе воспринималось как гарантия качества и успеха. Он заботливо опекал своенравного протеже и растущие ряды его юных почитателей. Как сказала одна девчонка, бог весть сколько простоявшая на морозе за билетами на концерт Фрида: «Элэн не похож на обычных взрослых, и за это я его люблю. Благодаря ему я чувствую, что кому-то нужна. Он не похож на моего отца, который приходит домой, плюхается в кресло, хватается за газету и тянется за пивом». А вот еще одно свидетельство. Линда Маккартни (тогда еще Истмэн) вспоминала, как убегала с уроков частной школы аристрократического района Скарсдэйл ради бруклинских трущоб, зала «Парамаунт» и легендарного диск-жокея: «Там сразу выступало до двадцати артистов. Программу вел Элэн Фрид, но иногда вместо него появлялись Фабиан или Бобби Дэрин. Я впервые увидела там Чака Берри. Он пел «Школьные дни».
 Фрид имел грандиозный успех. Он побил все кассовые рекорды Фрэнка Синатры. Элэн Фрид, не будучи исполнителем песен,был лидером, новатором. И без всяких оговорок его можно назвать первой звездой рок-н-ролла.

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Многие видели в появлении рок-н-ролла зловещий признак упадка нравственности. Полторы тысячи подростков в апреле 1955 года завалили диджеев (правда, на станциях, больше ориентированных на поп-музыку) письмами на вырезанных из религи
озной газеты купонах, обвиняя их в пропаганде грязной музыки. В Бостоне шесть диск-жокеев собрали комиссию из газетчиков и религиозных лидеров для «оценки новых пластинок». В Бриджпорте и Нью-Хейвене полиция запретила танцы, на которых звучал рок-н-ролл... Рок-мания разрасталась в рок-эпидемию.

Даже «уважяемый» журнал «Лайф» посвятил несколько страниц новому подростковому сумасшествию. Читающую публику потчевали фотографиями танцев на автостоянке в Лос-Анджелесе; Элэна Фрида в окружении поклонников; юношей в Сан-Франциско, танцующих на телешоу; тенор-саксофониста из оркестра Фэтса Домино, извивающегося на полу; смешанную публику (неслыханно! - негры и белые) на балконе в «Бруклин Парамаунт» на первом представлении Элэна Фрида, побившем все рекорды посещаемости; шефа полиции Нью-Хейвена, с опаской просматривающего программу танцевального вечера, который он запретил; крутого политика, осваивающего новомодный танец. Текст сообщал: «РОК-Н-РОЛЛ - это музыка и танец. Ритм в музыке часто акцентирован на вторую и четвертую долю. Танец сочетает «линди», «чарлстон» и почти все остальное. Очень помогают крики, а стук сапогом по полу даже улучшает исполнение. Нередкий конечный результат - помешательство».

А
Фрид тем временем устраивал новое недельное шоу в «Бруклин Парамаунт» под девизом «СНОВА В ШКОЛУ» с участием Тони Беннетта, «МУНГЛОУЗ», «ХАРПТОУНЗ» и, впервые, Чака Берри. За эту неделю Фрид перепрыгнул свой же рекорд, получив 154 тысячи долларов. 125 тысяч он отдавал родной радиостанции и организатору («промоутеру»). Учитывая аренду зала и зарплату его служащих, можно догадаться, какие жалкие крохи получали исполнители. Не стоит удивляться, что «ритм-н-блюзовые сборные» колесили по всей Америке круглый год. Вскоре неутомимый Фрид объявил о намерении сыграть главную роль в фильме «Rock Around the Clock» (Рок круглые сутки): он будет играть на тромбоне и руководить оркестром в святая святых нью-йоркского джаза клубе «Бёрдлэнд». Его пригородный партнер Доктор Джайв купил легендарный гарлемский ночной клуб «Смоллз Пэрэдайз» и объявил о смене политики на ритм-н-блюз. Хотя понятно, что подросткам запрещалось пить и часто посещать подобные заведения. Фирма «Декка» пошла дальше, выпустив альбом «Рок круглые сутки» Билла Хейли и его «КОМЕТ».

РИТМЫ ДЖУНГЛЕЙ

Фриду удалось договориться о спонсировании своих концертов с табачной фирмой «Camel», но кое-кто
не оставил надежду избавиться от рок-н-ролла. В Бостоне его запретил отдел образования после вечера танцев в Массачусеттском политехническом институте, которые завершились беспорядками. Президент ассоциации бостонских музыкантов заметил, что «живые музыканты играют достойный рок-н-ролл, и это более разумно для молодежи». Музыку, звучавшую с пластинок на дискотеках, он характеризовал как «ритмы джунглей для обезьян». Один арканзасский диджей предложил писать на «яблоке» пластинок послания против подростковой преступности.

Но особенно злобный ответ пришел из Бэрминхэма, штат Алабама, где Совет белых граждан попытался запретить рок-н-ролл. Когда эта затея лопнула, несколько его членов пришли на концерт Нэта Кинга Коула. Через несколько минут они ворвались на сцену, стащили певца с фортепианной табуретки и избили так, что «до свидания белый свет». Едва ли Нэта Коула можно назвать рок-н-ролльщиком, зато он был негром, а это устраивало всех.


Тем не менее у рок-н-ролла нашлись и защитники, пусть несколько неожиданные. Вновь произошел инцидент на концертах Фрида в Хартфорде, штат Коннектикут. Хотя Фрид все отрицал, полиция заявила об аресте 11 подростков за мелкие нарушения и пыталась аннулировать лицензию Фрида на организацию концертов. Первый голос в защиту пришел от Сэмми Кея, вездесущего телеведущего, которого студенты считали крайним воплощением «лоховства». Признавая, что следует арестовывать юнцов, нарушающих закон, он, тем не менее, просил: «Не надо задевать миллионы положительных подростков, которые любят рок-н-ролл, автоматически ставя их на одну доску с нарушителями порядка. Несколько лет назад, когда молодежь начинала танцевать линди-хоп, были люди - возможно, и вы сами - которые называли их психами и правонарушителями. У меня нет сомнений в том, что такой же прием оказывали молодежи, которая много лет назад начинала танцевать фокс-трот». Фрид получил приглашение помериться силами, то есть нотами, от Бенни Гудмэна и от белого «Короля джаза» Пола Уайтмэна, услыхавшего нападки пуритан. С ностальгией Уайтмэн вспоминал, как епископ из Айовы заявил: «Джаз ведет нашу молодежь по пути наслаждений прямиком в ад»!

Фрид бормотал, что движение против рок-н-ролла - это заговор: «Если концерт хорошо охраняется и хорошо ведется, беспорядков не будет. Музыка не имеет к этому никакого отношения». Он вспоминал джазовые концерты 1944 года в Огайо, утверждая, что там волнения были покруче.
Но блюстители морали не слезали с Фрида, недооценивая его преданности року - преданности как из-за искренней симпатии, так и из-за растущей финансовой заинтересованности. Помимо концертов, его имя то и дело всплывало среди имен авторов хитовых
пластинок - больше десятка хитов 1956 года «сочинил» Элэн Фрид. Приписывать себе заслуги композиторов было стандартной практикой владельцев компаний звукозаписи, но нечасто случалось среди диджеев.

В конце концов, в телепрограмме Эрика Северейда 15 апреля 1956 года Фрид был вынужден открыть ответный огонь по критикам, без устали обстреливающим его позиции. Северейд показал киноклипы рок-н-ролльных концертов вперемежку с интервью юных посетителей, на разные лады восклицавших: «Это здорово!» Программа опиралась на мнение нескольких психиатров, замечавших, что у бунтующих ребят, скорее всего, нелады дома, вряд ли музыка их так подстегивает. Дальше Митч Миллер, который в качестве главы репертуарного отдела фирмы «Коламбиа» всеми силами старался не допустить рок-н-ролл на пластинки со своими этикетками, сделал Фриду неожиданный комплимент: «Никакую музыку нельзя называть аморальной. Если в рок-н-ролле есть что-то нехорошее, так только то, что он восстает против однообразия и монотонности».

И собрав все силы, разъяренный первый диск-жокей Америки ринулся на многочисленных врагов. Во-первых, заметил он, пресса не освещала - да и не очень-то нужно было! - ту дождливую субботу, когда он и 11 тысяч его поклонников раздавали прохожим карточки организации по борьбе с детским нефритом, заболеванием почек. Затем, поблагодарив всех написавших в его поддержку, покуда газеты изливали желчь, Фрид выдал свое кредо: «Пока в Америке есть такие станции, как WINS, и пока есть люди, которым я нравлюсь, мы будем крутить рок-н-ролл, пока вам не надоест рок-н-ролл. А когда надоест, я дам то, что вам захочется»!

НА АМЕРИКАНСКОЙ ЭСТРАДЕ


Лето-57... Начиная с июля, телесеть «Эй-Би-Си» решила спасти свой летний рейтинг, дав Элэну Фриду собственную телепрограмму - первый рок-н-ролльный эксперимент. Он увенчался полным успехом. Настолько полным, что в августе «Эй-Би-Си» взяла еще одно шоу «American Bandstand» (Американская Эстрада) со своего филадельфийского отделения WFIL. Оно дебютировало в качестве дневной -- с трех часов до половины пятого - развлекательной программы. Ее ведущий, 27-летний Дик Кларк, был известной радиоличностью в Филадельфии и округе, но выглядел так же молодо, как ребята, выступавшие у него в программе. Шоу было моделью дискотеки - большую часть эфирного времени камера скользила по парам, танцующим под пластинки, которые проигрывал Кларк. Танцоры набирались из местных колледжей («хайскул»). Стоимость «талантов» была минимальной - наоборот, они даже устроили очередь в студию. Кларк представлял танец, брал интервью у пары (всегда спрашивая название колледжа) и давал рекламу молодежных товаров. Он проводил конкурсы пластинок, узнавая отклик публики на свежеотлитые виниловые диски, которые оценивались на танцевальность, текст и исполнение.

Конечно, для фирм звукозаписи это был бесценный - и бесплатный - мето
д анализа спроса, а Кларк подтверждал солидность своих связей в шоу-индустрии. В каждой программе пел исполнитель или, скорее, «выступал», поскольку он только делал вид, что поет. Это называлось «синхрон губами».
Программа «Америкэн Бэндстэнд» Кларка наткнулась на идеальную формулу: молодые люди в публике выглядели как типичные подростки - они ими по большей части и были - песни были рок-н-ролльные, атмосфера раскованная. И когда программу стала смотреть вся страна, у молодежи появился свой стандарт и ритуал. Танцоры Дика Кларка становились известными, диктовали моду. Они танцевали новейшие танцы, так что друзья могли потренироваться, прежде чем идти в танцзал, и вызвать у всех зависть выверенным до секунды стилем. Прически, ширина галстуков, жаргон- всем заботам юношества завсегдатаи «Эстрады» задавали тон.

На фотографии Элэн Фрид (справа) изображен вместе с Чаком Берри и актрисой Сэнди Стюарт.

Конец хозяина вечеринки

       Заканчивая рассказ о событиях 50-летней давности, ставших переломными для истории музыки и всей культуры прошлого века, стоит упомянуть о том, что изобретатель термина "рок-н-ролл" закончил свои дни довольно бесславно. Наряду с великой славой Элэн Фрид долгие годы терпел упреки в антиамериканской деятельности и чуть ли не в коммунистической пропаганде. К тому же, имея в руках податливую подростковую аудиторию и популярное средство массовой информации, Фрид не удержался и впал-таки в грех взяточничества. В какой-то момент он стал недвусмысленно намекать на то, чтобы на пластинках, которые выпускают подходящие его шоу по "формату" артисты, имя "А. Фрид" указывалось в числе авторов, что вело к немалым отчислениям.  Позже диджей перестал стесняться и стал брать за продвижение товара живые деньги - пейолу за ­ прокручивание по радио пластинок определенных исполнителей.

Фрид, остававши
йся надменным и самодовольным до самого конца, сознался в получении платежей от компаний United Artists, Roulette и Atlantic Records , а также от дистрибьюторов Cosnat и Superior . С 1957 по 1959 годы их общая сумма составила около пятидесяти тысяч долларов. Любопытно, что некоторые фирмы даже предоставляли ему фиктивные авторские права (и причитающиеся за них отчисления) на отдельные песни, которые он продвигал. Даже сегодня можно встретить имя Фрида в качестве соавтора ‘Maybellene ’ Чака Берри (Chuck Berry ). Пока Берри не увидел документов о выплате роялти, он понятия не имел, что Фрид «написал эту песню вместе со мной». Вместе с тем нужно сказать, что Фрид никогда не компрометировал свои шоу недоброкачественной музыкальной продукцией, а взятки, конечно, получал не он один.
«Агентам было раз плюнуть купить диск-жокею машину, холодильник и телевизор, а его подружке - меховое пальто, - вспоминает певец Лу Ролз (Lou Rawls ). - Так делался бизнес, и этим занимались все, пока не вмешалась полиция и не арестовала Элэна Фрида».

Хотя после случившегося Фрид успел отметиться еще на нескольких радиостанциях, его карьера пошла под откос. Не удовлетворившись обвинением во взяточничестве, власти решили привлечь его к ответственности еще и за уклонение от уплаты налогов. В результате в 1960 году Элэн Фрид был приговорен к заключению и денежному штрафу. Из-за бесконечных расследований и злостной клеветы он начал много пить и умер 20 января 1965 года от осложнений, вызванных алкоголизмом. В некрологах говорилось больше о его унизительном падении с пьедестала, нежели о важной роли в развитии популярной музыки.
 Впрочем, все эти факты вряд ли интересны подросткам разного возраста, выросшим со словом "рок-н-ролл" на устах. Сейчас важно, что Элэн рискнул первым продать белым "черную" музыку и тем самым вошел в пантеон богов рока наравне с Хейли, Элвисом, битлами и всеми прочими, кто заставил этот мир "крутиться и вертеться".

Об этом и многом другом можно узнать из художественного фильма «Мистер Рок-н-ролл», ведь это его история - история Элэна Фрида, рассказанная под зажигательные песни величайших представителей эры рок-н-ролла.

Далее привожу 3 части фильма "Moondog Alan Freed":

image Click to view



image Click to view



image Click to view




Зал и музей славы рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame) - музей и организация в Кливленде (Огайо, США) посвящённые наиболее известным и влиятельным деятелям эпохи рок-н-ролла: исполнителям, продюсерам и другим личностям, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию. Основан 20 апреля 1983 г.

На первом заседании организационного комитета в 1986 году была названа первая десятка членов - это были Чак Берри, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, а также покойные Сэм Кук, Бадди Холли и Элвис Пресли. Исполнители номинируются спустя 25 лет после выхода их первого сингла. Например, Джона Леннона номинировали ровно через 25 лет после выхода его первого сингла (Give Peace a Chance, 1969) в 1994 году.

Отборочный комитет, составленный из историков музыки, выбирает артистов в качестве кандидатов для четырёх основных категорий (певцы, группы и инструменталисты; композиторы и продюсеры; предтечи рок-н-ролла; сессионные музыканты). Впоследствии, выбор проводят путем голосования приблизительно 1000 экспертов: преподаватели университетов, журналисты, производители и другие лица, имеющее опыт в индустрии музыки. Чтобы быть избранным, надо собрать по крайней мере 50 % голосов. Каждый год выбирается от пяти до семи артистов.
источники: rockabillyswing.rurocklyrics.ru , kommersant.ru,

музыка, мир вокруг, рок, история

Previous post Next post
Up