Всемирный день рок-н-ролла

Apr 13, 2012 00:10



13 апреля - Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) - праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.



История поиска своей музыки молодым поколением 50-х.
В середине 20 века, вскоре после второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода - спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.
     В Америке после Второй Мировой Войны все еще продолжалось угнетение негров. Их сегрегировали, считая людьми второго сорта, и поселяли в обособленных гетто. Там у них были свои радиостанции. И эти радиостанции проигрывали свои собственные "расовые" пластинки.


      Молодые негры-американцы отдавали предпочтение пластинкам с записями ритм-энд-блюза. Корни этой музыки лежали в сельском блюзе, но массовая миграция с южных ферм в города Севера привела к тому, что традиционный блюз, вобрав в себя скорость, ритм, вибрацию, шум и гам больших городов, превратился в городской блюз.
      Это была музыка черных. Мало кто из белых слышал ее, а из тех, кто слышал, мало кто понимал. Она совершенно не влияла на музыку, входившую в национальные хит-парады.
      Молодые белые ребята, между тем, все больше начинали чувствовать, что национальные хит-парды не соответствуют их вкусам. Сами они, возможно, и не смогли бы точно сформулировать, что им хотелось бы слушать. Просто они ощущали: то, что им предлагают - им не нравится. Но какой у них мог быть выбор в начале 50-х? Тон задавали центральные радиостанции.
      А выбор был. Просто для того, чтобы обнаружить что-то другое, надо было приложить некоторые усилия. Крутя ручки приемников, попробовав уйти от слащавых песенок, ребята могли наткнуться на станцию, вещавшую на абсолютно иной мир и передававшую...как же это называется? Это никак не называлось, потому что официально такой музыки не существовало вообще. И молодые ребята - белые ребята - стали слушать то, что черным было давно известно. Это была их музыка. Их - по той причине, что ни один белый родитель не потерпел бы эти ритмы джунглей в своем доме.
Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки и стал первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни - придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.
Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги.
      Рок-н-ролл стал настоящей революцией и в музыке, и в культуре второй половины 50-х годов. Она изменила жизнь целого поколения и, стало быть, без нее судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории, напугала власти и заставила взрослых подвергуть себя переоценке. Отличительной чертой этой революции был ее бескровный характер - вещь поразительная для такого глубокого переворота.  Для тинейджеров 50-х годов рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. До рок-н- ролла молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет представляли собой либо детей-переростков, либо взрослых-недоростков. И те, и другие полностью следовали взглядам родителей.


     Рок-н-ролл все это смёл. Он создал обособленное племя, со своими ритуалами, своей униформой, своими тайнами, своим языком, своей музыкой. Это была необычная - шумная, грубая, крикливая музыка, с мощным зарядом энергии и пульсирующим битом. Ее невозможно описать. Ее можно слушать, можно чувствовать, но ее нельзя разложить по полочкам и подвергнуть анализу. Рок-н-ролл в большей степени, чем другая музыка, не поддается интеллектуальному анализу. И у этой «революции» были свои предпосылки. Одна из них - экономическая. Она выражалась в том, что молодежь того времени стала отдельной, самостоятельной потребительской категорией. До этого молодежь во всем подражала старшему поколению, в том числе копируя их музыкальные предпочтения. Теперь же в моде и музыке между поколениями была очерчена граница. Музыка «для взрослых» (джаз, эстрада) не представляла никакого интереса для молодого поколения. Рок-н-ролльная музыка сильно отличалась от других музыкальных жанров.
     С точки зрения музыкальных стилей рок-н-ролл - это гибрид, смесь, с одной стороны, «чернокожей» музыки в стиле ритм-н-блюз, а с другой стороны, американской музыки в стиле кантри. Истоки рок-н-ролла лежат в блюзе (весь ранний рок-н-ролл исполняется в блюзовой гармонии). Существенное влияние на него оказали такие блюзовые исполнители, как Роберт Лерой Джонсон (Robert Leroy Johnson), Лед Бе́лли (Lead Belly) и Мадди Уотерс (Muddy Waters).



Также существует и некая классификация, которую предложил самый известный исследователь рок-н-ролла (ныне покойный), англичанин Чарли Гиллет (Charlie Gillett). Он насчитывает 5 разновидностей рок-н-ролла:

• Northen band Rock’n’roll (Северная оркестровая разновидность рок-н-ролла).
Сильное влияние на эту разновидность рок-н-ролла оказали эстрада и джаз. А ярчайшим представителем северного оркестра является Билл Хэйли.

• New Orleans Dance blues (Новоорлеанский танцевальный блюз) - особенность этой разновидности заключается в агрессивной игре на пианино, которое является главенствующим инструментом. Основными представителями являются Литл Ричард (Little Richard ) и Фэтс Домино (Fats Domino).

• Memphis Country Rock (Мемфисский кантри-рок) - на этот вид рок-н-ролла сильное влияние оказала кантри музыка, а представителями такой музыки принято считать Элвиса Пресли, Джонни Кэша и Карла Перкинса.

• Vocal group Rock’n’Roll (Вокальные рок-н-ролльные группы) -здесь, безусловно, присутствует влияние эстрады. Представители - вокальная группа «The Platters».

• Chicago Rhythm’n’blues (Чикагский ритм-н-блюз) - эта разновидность рок-н-ролла самая главная из всех выше представленных. Причина этого одна - именно Чикагский ритм-н-блюз дал толчок для всей будущей рок-музыки. Главной особенностью этого вида рок-н-ролла является использование электрогитары. Представители Чикагского ритм-н-блюза - Чак Бери (Chuck Berry) и Бо Диддли (Bo Diddley).


 
Классическое жк звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954-55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтэссенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бесчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и

 
стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.

Bill Haley и «Rock Around the Clock»

Билл Хе́йли (англ. Bill Haley; полное имя Уильям Джон Клифтон Хейли (William John Clifton Haley) родился 6 июля 1925 года в городе Хайленд-Парк, штат Мичиган, вырос в городе Бутс-Корнер, штат Пенсильвания. В некоторых источниках приводились также 1924 и 1927 в качестве года рождения.


В 1946 году Хейли стал участником первой профессиональной музыкальной группы. Группа из Пенсильвании Down Homers играла в стиле вестерн-свинг, лидером её был Кенни Робертс. В справочной музыкальной литературе часто упоминается о том, что впервые Хейли попал на студию звукозаписи Vogue Records именно в составе этой группы и записался на паре синглов.

Совершая утомительные поездки по стране, Билл Хейли заметил, что школьники и студенты стали перенимать уличный слэнг и развязные танцевальные манеры молодых негров. Как и многие другие артисты, воспитанные на кантри, Хейли хорошо знал стили черных. Ему нравился их бит. Он выбрал два стиля: ритм-энд-блюз и кантри, перемешал их, добавил щепотку слэнга и получил крепкое, ударяющее в голову "варево". Это и был рок-н ролл.
         Надо отдать Хейли должное: он понял, чего не хватало белой музыке, и создал саунд, отвечавший подспудным желаниям молодых. Сам он говорил об этом так: " В начале 50-х годов музыкальный мир жаждал чего-то нового. Дни соло-певцов и биг-бэндов прошли. Единственной музыкой, производившей хоть какой-то щум, был прогрессивный джаз, но он был выше понимания среднего слушателя. Я решил, что если взять бит, под который слушатели могли бы танцевать и прихлопывать, это будет как раз то, что надо. Ну а дальше все было очень просто..."
         На самом деле все было отнюдь не так просто.Странный синтез двух, казалось бы, взаимоисключающих стилей поначалу застал слушателя врасплох и поверг его в недоумение. Сам Хейли признает, что на первых порах, вместо того, чтобы приобрести новую аудиторию благодарных слушателей, он оттолкнул от себя обе старые надежные группы почитателей: "Сперва от нас отвернулись и любители кантри, и любители ритм-энд-блюза. С заказами было трудно".
         Новая музыка постепенно обретала специфическую форму. "Мы играли новую, особенную музыку",-говорил Хейли. " Тогда мы еще не называли ее рок-н-роллом, хотя играли именно его. Нам повезло: мы выступали в то время, когда в музыке не происходило ничего нового...Перед нами был открытый рынок."

В 1951 году Билл Хейли был замечен продюсером Дейвом Миллером филадельфийской звукозаписывающей компании Holiday Records на которой, записав песню «Rocket 88», выпущенную в том же году Джеки Бренстоном и His Delta Cats (на самом деле, эта была группа Айка Тёрнера») и многими критиками позднее считающуюся первой записью рок-н-ролла. Перейдя из Holiday Records на более крупный лейбл Essex Records Хейли и The Saddlemen записали в 1952 году сингл «Rock the Joint», ранее исполненную коллективом Jimmy Preston and His Prestonians. Относительный успех этих записей (обе были проданы в количестве примерно 75 000-100 000 экземпляров в Пенсильвании) убедили Хейли, что его новый и официально не имеющий названия стиль - гибрид кантри и ритм-энд-блюза может иметь коммерческий успех.


В 1952 году в День труда Bill Haley & The Saddlemen были переименованы в Bill Haley with Haley’s Comets (обыгрывалось название кометы Галлея на английском - Halley’s Comet). В 1953 году Хейли записывает песню «Crazy Man, Crazy», написанную в соавторстве со своим басистом Маршалом Литлом (хотя Литл получил за неё гонорар только в 2001 году). Войдя в национальный хит-парад США, песня стала первым хитом нового коллектива. Вскоре группа была окончательно переименована в Bill Haley & His Comets.


После успеха их песни «Crazy Man, Crazy», к Хейли обратился Джеймс Майерс с предложением записать его песню «Rock Around the Clock». Однако продюсер Хейли воспрепятсвовал этому.
Лишь когда Хейли перешёл весной 1954 года на Decca Records, он решил записать «Rock Around the Clock» на первой же сессии для нового лейбла, состоявшейся 12 апреля 1954 года.
Хотя певец и не признавал прямого влияния Луи Джордэна, продюсировать его пластинки стал Гэблер, продюсер Джордэна. И Гэблер утверждает, что сознательно старался ввести характерный для Луи Джордэна бит в стиль Хейли. «Мало кто из «КОМЕТ» умел читать музыку с листа,- рассказывал он журналисту и критику Арнолду Шоу.- Я обучил их шаффловым ритмам «УДАРНОЙ ПЯТЕРКИ» (TYMPANY FIVE) Луи Джордэна, которых продюсировал в 40-е годы. Знаете, восьмые и шестнадцатые ноты с точками, мы все на этом строили. Я пел группе джордэновские риффы, которые подхватывали электрическая гитара и тенор-сакс... У них в звучании драйв как у «ТИМПАНИ ФАЙВ» и окраска кантри-н-вестерн. Рокабилли - вот как это тогда называлось».


Продюсер записи Гейблер, тем не менее, был более заинтересован в песне «Thirteen Women», записанной тогда же: в итоге она вышла на заглавной стороне сингла, в то время как «Rock Around the Clock» была помещена на сторону «Б». Так как термина рок-н-ролл в современном его значении ещё не существовало, «Rock Around the Clock» была обозначена на пластинке как фокстрот. Несмотря на то, что «Rock Around the Clock» стали играть на радиостанциях и она даже вошла в американский хит-парад, настоящего успеха у «Rock Around the Clock» не было долгое время. Сейчас это кажется странным, но надо учесть, что вещь сию сочинили два почтенных старичка, один из которых был из Tin Pan Alley, а другому, автору текста, уже стукнуло 63 года, причем они планировали написать "неофокстрот"!
Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении группы Айка Тёрнера в мемфисской студии Сэма Филлипса в марте 1951 года.


 
 





image Click to view


Хейли решил поставить на более крепкую лошадку - записать какой-нибудь хит черного артиста. Он взял песню  Бига Джо Тёрнера «Shake, Rattle and Roll», предварительно - по обычаю тех лет - подчистив ее путем удаления непристойных словечек и выпустил кавер-версию,  которая разошлась миллионом экземпляров и стала первым рок-н-роллом, вошедшим в британские хит-парады в декабре 1954 года. В 1955 г. она стала крупным хитом в Штатах, и рок-н-ролл пошел на прорыв.

image Click to view




В то время, как рок-н-ролл завоевывал все большую популярность, родители с тревогой наблюдали за тем, как на их глазах меняются дети. Дети щелкали пальцами и шевелили челюстями, залепленными жевательной резинкой, в такт дикому шуму, исходившему от семейного проигрывателя. Они начали как-то странно одеваться и говорить на непонятном языке. А газеты тем временем кричали о хулиганстве, о преступности молодежи, о росте насилия. Повсюду слышался новый термин - "юные правонарушители".
         Действительно, молодежь стала представлять серьезную угрозу для взрослых. Чтобы убедиться в этом, достаточно было обратить взгляд на то, что творилось в кино. Юные хулиганы становились кинозвездами: Марлон Брандо, похожий на бандита, не умевший связно выразить ни одной мысли - и вот, пожалуйста, он уже киногерой, вожак мотоциклетной банды в фильме "The Wild One" ("Дикий"), который был настолько шокирующим, что англичане запретили его у себя. Или Джеймс Дин, пропащий тип с неуклюжей походкой, озлобленный против всех - в фильме "Rebel Without A Cause" ("Бунтарь без причины"). Он порывал со своей добропорядочной родней и шел в преступники.

Переломный момент в карьере Хейли наступил с выходом весной 1955 года фильма «Школьные джунгли» ( Blackboard Jungle) о бандах подростков-школьников, терроризирующих учителей под музыку Билла Хейли. Родители еще не успевали опомниться, как им уже предлагали фильм про молодого школьного учителя, отчаянно пытавшегося усмирить хулиганов в своем классе. Ах, как он старался! Он даже принес им свою драгоценную колекцию джазовых пластинок. И что они сделали? Разбили их! Почему? Потому, что они хотели слушать только ту жуткую какафонию, которая звучала в начальных титрах их любимого фильма!  Если верить газетным собщениям того времени, в каждом городе, в каждом кинотеатре, где демонстрировали эту ленту, молодые люди крушили все сиденья и раздирали обивки кресел в клочья. Шпана, вооруженая цепями, терроризировала мирных граждан. Разумеется, газеты сгущали краски. Просто был ажиотаж, кипели страсти, кое-кто плясал в проходах между рядами. Конечно, что-нибудь могли и сломать в такой обстановке. Так или иначе, взрослые перепугались до смерти. Во многих странах фильм вообще запретили. Действительно, разрыв между поколениями существовал, и многие родители считали детей грешниками или еще хуже.Но убедить родителей в том, что, рок-н-ролл так же безобиден, как танцы их молодости, было невозможно - по крайней мере, пока.

image Click to view



Возможно, Биллу Хэйли и удалось бы в конце концов перекинуть хоть какой-нибудь мостик между детьми и родителями, если бы он не сбавил скорость. В сущности, это был скромный и деликатный человек. Он сам страшился своего детища-монстра. Когда журналисты спрашивали, что он обо всем этом думает, Хейли почесывал затылок и говорил: "Я простой деревенский парень". Когда он превратился в звезду международного масштаба, ему было ближе к 30-и, чем к 20-и. Да и выглядел он совсем не "хиппово": имел брюшко, безвкусно одевался (очень любил рубашки из "шотландки" и галстуки-шнурки), а еще он соорудил себе локон, который называл "поцелуйчиком". Он смотрелся, а зачастую и вел себя, как провинциал, которому крупно повезло и который еще не вполне верит, что это не сон.
       Именно благодаря фильму к этой песне пришла подлинная популярность; песня была тогда же переиздана на сингле (на этот раз, на стороне «А»), который 9 июля 1955 года стала первым рок-н-роллом, занявшем 1-е место в хит-параде категории «поп-музыка» журнала «Билборд» (эта позиция удерживалась 8 недель). Сингл с «Rock Around the Clock» поставил несколько рекордов. Он стал первой пластинкой, проданной в количестве свыше миллиона экземпляров в Великобритании и Германии; при этом пластинка остаётся самым продаваемым синглом в истории поп-музыки США после «White Christmas» Бинга Кросби. На какое-то время Хейли стал крупнейшей в мире звездой. Свою необычную славу он подкрепил целой серией хитов: "Mambo Rock", "Razzle Dazzle", "See You Later Alligator", "Rocking Through The Rye", "Don't Knock The Rock".

Беда в том, что его слава не могла длиться долго. В Британии его всегда любили больше, чем в Америке: когда он впервые пересек Атлантику, его встречали в порту тысячи фанатов. Но увидев своего кумира во плоти, даже эти страстные поклонники как-то сникли. Билл Хейли не был угрюм, злобен, сексуально агрессивен и поэтому не годился в суперзвезды рока. Начинавший лысеть двадцатидевятилетний круглолицый Билл Хейли со странным завитком на лбу - «завлекалкой» или «поцелуйчиком» - едва ли мог стать подростковым кумиром. Хорошо еще, что никто не замечал, что Хейли одноглазый - второй его глаз был искусственным! (Поэтому он и миновал сети призывной комиссии во время войны.)
         Он был скорее Father Of Rock & Roll, только уж слишком хорошо он играл эту отцовскую роль. По возрасту и по духу он был скорее ближе к родителям, нежели к детям. Его слава погасла так же быстро, как и комета, давшая название его группе, и опять же, как комета, он регулярно возникал потом яркими короткими вспышками - становясь с каждым разом все старее, полнее и лысее. Хейли вытеснил более молодой, более сексапильный человек, показавшийся публике образцом энергичной молодости.

И, наконец, последняя немаловажная причина того, что рок-н-ролл нашел слушателя - в 1955 году дебютировали многие музыканты, которых относят к отцам-основателям рок-н-ролла. Это Элвис Пресли (Elvis Presley), Чак Берри (Chuck Berry), Литл Ричард (Little Richard), Бо Дидли (Bo Diddley) и др.

Нет возможности установить точную дату рождения рок-н-ролла. Но можно назвать год - 1952 и имя человека, который популяризировал название новой музыки: им был 30-летний диск-жокей Alan Freed. После неудачной попытки устроиться радиокомментатором на нью-йоркской станции, ему пришлось довольствоваться ролью диск-жокея на радиостанции в Кливленде.
О нем - в следующей статье: Бал Лунного Пса

источники: Wikipedia , rocklyrics.ru , livemusic.com.ua , rockabillyswing.ru

музыка, мир вокруг, рок, история

Previous post Next post
Up