Частная космонавтика

Mar 19, 2012 14:19


В связи с конкурсом The Metro Race For Space возник вопрос о частной космонавтике.
Я хочу рассказать вам о своём отношении к этой теме.
Если говорить лично о моих внутренних взглядах, что они несколько «утопичны», я мечтаю о мире созвучном циклу «Полдень XXII века» братьев Стругацких, «Туманности Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова и вселенной «Звёздного пути» (Star Trek). Я был бы счастлив в том мире, занимался бы любимым делом и гармонично развивался (сейчас это не совсем так).
Как написал Лин:
«Представилась мне линия реальности, в которой сильная и процветающая страна распределила меня после ВУЗа в РКК, где мне не только стали платить достойную зарплату, но и выделили квартиру у парка.
А я знай себе, разрабатывал элементы лунной транспортной системы, а затем и тяжёлого межпланетного корабля. Мечты-мечты…»

Да, это мечты, реальность она другая. И жить нам в ней. Хорошая цитата от Ивана: «исправляйте общество!» - вот тогда и поговорим.

Сейчас мы живём в мире «рыночных отношений» - даже политика государств определяется не «объективными причинами» (научной и экономической целесообразностью, гуманностью), а спросом, во многом навязанным - он влияет на принятие законов, решений, на направления потоков финансирования и т.д.

Космонавтика тоже очень сильно зависит от общественного спроса. Вспомнить только, что миссию АМС «Новые горизонты», которая сейчас приближается к Плутону, спасли обычные люди, которые подписали массовую петицию, когда возникла угроза закрытия проекта.

Разговор о том, что «частная космонавтика» опасна несколько абсурден. Стоит только понять, что мы понимаем под этим термином.

Ведь частную космонавтику можно разделить на две части.

1. Это все частные компании, крупные и мелкие, которые выполняют заказы государственных агентств. Это обычная практика на Западе, и тенденция в России (в этом плане немного отличается Китай, но там в целом те же векторы).
Например, в США NASA выполняет в основном административную работу, распределяет бюджетные средства и занимается научными разработками (в специальных центрах). Но почти все работы, в том числе и научные, выполняют различные организации: университеты, Боинг, Локхид Мартин, SpaceX, Malin Space Science Systems и многие другие.

2. Это те же честные компании, но которые создают и эксплуатируют космическую технику по заказу частных фирм. Во многом эти компании повторяются. Та же SpaceX, например. К этой нише относится так называемый «космический туризм». Это в первую очередь суборбитальный туризм, который находится в стадии становления. Требования к безопасности полётов сдвигают начало эксплуатации небольших суборбитальных корабликов (ракетопланов) вправо. На этом рынке уже есть конкуренция. И точно неизвестно, кто станет первым. Но скорее всего Virgin Galactic.

Компания Space Expedition Curacao, предоставившая приз для конкурса The Metro Race For Space, также планирует заниматься «космическим туризмом».



Для тех, кто не знает, скажу, что суборбитальные полёты начались на заре космической эры. В беспилотном варианте это, например, метеорологические ракеты, которые продолжают запускаться и сейчас.

В пилотируемом варианте это первый американский «Меркурий» и реактивные самолёты (ракетопланы) X-15.

Все страхи по поводу космического туризма мне кажутся необоснованными (хотя, конечно, любой ракетоплан, как и обычный самолёт, может погибнуть…).
Говорить о том, что частники отправятся осваивать Солнечную систему пока рано. Всё-таки, я верю, что действительный выход человечества в космос связан с существенными социально-политическими изменениями на Земле.

А угрозу представляет милитаризация космоса, о которой много написано в книге-прогнозе «Космонавтика XXI века».

Поэтому я поддерживаю частные инициативы, способствующие поиску новых экономических и технических решений, поднимающие интерес к пилотируемой (и не только) космонавтике.
Жаль, что в России практически нет условий для космических инициатив. Разговоры есть, а дел нет.
Могу только выделить команду «Селенохода», которая делает первый частный луноход в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE. Желаю им всяческих успехов. :)
И победы!

P.S. Тему я не раскрыл - нет времени. Но я продолжу позже.
Хочу ещё обратить внимание на усилия фонда Хайнлайна, который поддерживает частные космические инициативы (в том числе образовательные).

будущее, Земля, космический туризм, космонавтика, космический конкурс, частная космонавтика, пилотируемая космонавтика

Previous post Next post
Up