«Холодные уравнения»

Jun 24, 2010 19:07

Много лет назад я смотрел сериал, название которого я не помню. Эпизоды этого сериала были несвязанными - просто отдельные истории. А одна из серий была космическая (только её я и запомнил). Называлась она «Холодные уравнения».

Почему я её вспомнил, расскажу ниже.

Вышла вторая часть романа «Дорога к Марсу» (Эпизод 2. Слишком много неожиданностей), написанная Сергеем Лукьяненко и посвящённая эксперименту Марс-500.

Честно скажу, я очень сильно разочарован - может быть и я не во всём прав, но ошибок и нелогичностей очень много (как и в эпизоде 1. «Старт нужно отменить?» Антона Первушина).
Прошу поправить меня, если что-то не так.

- Старт сразу двух кораблей с основным и дублирующим экипажем. Если межпланетный комплекс находится на геостационарной орбите, зачем отправлять туда сразу 2 корабля? Отправили один, потом, если надо, другой (а так напрасная растрата народных средств). Старт к Марсу очень серьёзное мероприятие, в любом случае экипаж должен был прибыть на МЭК намного раньше стартового окна к Марсу (а сборка вообще задолго начнётся).

- «Чтобы быстро проскочить радиационные пояса, использовался стандартный разгонный блок» - ну вообще-то без разгонного блока они вообще бы не вышли на геостационарную орбиту, причём здесь «быстро»?

- «Пройти медицинский и квалификационный отборы - самое простое, а вот дальше поджидают настоящие пытки. Барокамера, сурдокамера, вибростенд, центрифуга, гидробассейн, прыжки с парашютом, пилотирование, тренировки на выживание. С вас сойдет семь потов, но суровый инструктор сочтет, что этого мало, и заставит всё повторить. Вы должны будете стать лучшим из лучших, а потом сделать усилие и стать еще лучше...» - это написал в блоге космонавт Андрей Карташов. Ясно, что каждый имеет право лгать в своём блоге, но зачем это здесь? Ведь все знают, что самое изнурительное в подготовке космонавта, это многочасовая теоретическая подготовка и практическая работа с системами станции (МЭКа) и корабля. Барокамера и прыжки с парашютом - непросто, но это больше для удовольствия (не зря есть шутка, что набирали по здоровью, а спрашивают по уму).
Затем ложь по поводу суеверий - у всех современных космонавтов, суеверий не больше чем у обычных людей. Ну, игрушку детскую возьмут. Ну, сходят по малой нужде - при чём здесь суеверия? Все знают, что нужно освободить мочевой пузырь перед длительным ожиданием старта, а где это сделать в степи, как не за автобусом - физиология у всех людей одинаковая? А второй, тоже широко известный факт, что именно там космонавту передаётся контрабанда на борт.
Тем более, что сейчас почти со всеми космонавтами просветительскую работу проводят батюшки, а РПЦ и суеверия, как я понимаю, несовместимы - или я ошибаюсь?
Резюме: суеверия космонавтов остались только на уровне «общения с общественностью», просто человеческий ритуал - если космонавт будет писать это в блоге, то грош цена ему.

- Проверка систем. Что за бред? Все знают, что новая серия кораблей «Союз ТМА» серия 700 спроектирована таким образом, что управлять кораблём может только командир экипажа, сидящий в среднем кресле. Это связано с тем, чтобы не готовить бортинженера как помощника. Соответственно, корабль «Русь» также проектируется на одного пилота (конечно, будет ещё и запасной, который сможет при необходимости заменить командира) и доклады идут Земле, а не друг другу. По поводу «Руси», конечно, сложно говорить - я провожу аналогию с «Союзом», корабль ведь ещё не готов (не утверждён).

Резюме: космонавтика консервативный вид деятельности. То есть, если сейчас кораблём будет управлять один человек (начиная с Александра Калерии на «Союзе ТМА №701), то и в 20-х годах так и останется - незачем разделять это между космонавтами - остальные будут просто пассажирами (с наличием запасного пилота, на случай, если командиру будет плохо) - это касается и управлением МЭКом, всё задаст Земля по командной радиолинии.

- Ирина Пряхина - совершенно немыслимый (для меня) персонаж. При нынешнем мужском засилье в российской космонавтике (на руководящих и принципиальных должностях, инженеров и техников исполнителей больше женщин), я не знаю ни одной девушки, комплексно разбирающейся в космических вопросах, не вижу, из какой службы она может вырасти за 10 лет. И вести разговор о феминизме? У меня одна ассоциация с Ириной Пряхиной - это Тина Канделаки (только к счастью она не советник президента), если вы знаете о чём речь, то поймёте меня.

Да, я, кстати, не понимаю, с какого перепуга интегратор МЭКа Россия. В первых двух главах нет информации об этом.

«И раз уж международные договоры возлагают на меня полномочия принимать решения в экстраординарных ситуациях, я намерена этими полномочиями воспользоваться. Даже если вы все, господа, со мной не согласны» - американцы подпишут такие договоры? Ха-ха. :)
- «Этот вопрос Ирина Пряхина, глава Совета по космонавтике при президенте России, адресовала непосредственно начальнику ЦУПа - доктору технических наук Быкову» - это тоже несуразица. Полётом управляет руководитель полёта, а начальник ЦУПа всего лишь человек, отвечающий за здание и коммуникации (а также хранение информации и математическую обработку телеметрии с борта), в его ведении то, чтобы в туалетах было жидкое мыло и туалетная бумага. И сейчас начальник ЦУПа очень плохо справляется со своими обязанностями.

- «По сути, почти весь полет члены марсианской экспедиции будут служить балластом, их работа начнется только на орбите Марса… и, дай Бог, на его поверхности…» - не понимаю, чем думает Сергей или что он считает работой. Очевидно, что во время полёта экипаж не будет управлять экспедиционным комплексом, как сейчас не управляет МКС в целом, да и непосредственное изучение марса будет только на орбите. Но! Замена сменных элементов, ресурсные замены, ремонты отказавшего оборудования (что обязательно потребуется, исходя из статистики по эксплуатации орбитальных станций), медицинские обследования и эксперименты, биологические эксперименты). И главное, что на протяжении всего полёта экипаж будет обучаться, готовиться к встрече с Красной планетой. Времени на то, чтобы быть балластом просто не будет.

- «Мне доверили сообщить вам интересную новость, - продолжал Гречко, улыбаясь. - Два часа назад с территории Китая стартовал и вышел на промежуточную орбиту космический корабль. Судя по размерам и зафиксированному излучению - это «Лодка Тысячелетий». По поводу китайского суперкорабля смех. Конечно, любой пилотируемый межпланетный комплекс должен собираться на орбите, из блоков (модулей) доставленных с Земли. И вообще существуют определённые закономерности. Китай сейчас осторожно развивает пилотируемую космонавтику, покупая технологии в России (иногда нелегально), готовя специалистов в России. То есть идёт повтор советской космической программы. Экспедиция на Марс это даже не облёт и посадка на Луну - это очень серьёзно - цена: годы подготовки кадров, научные исследования, отработка на орбите, огромные средства в инфраструктуру. Это нельзя не заметить. А предположение космонавта о том, что их обманывают тоже бред, как специалист посланный в столь ответственный полёт он должен знать о состоянии науки и техники на Земле - участвовать в научной работе и ездить на конференции - в тот же Китай. Его нельзя обмануть в этом вопросе - тем более таким бредом о «Лодке Тысячелетий».

- «Зайчиха, - немедленно ответил заготовленной шуткой Аникеев. - Восемнадцать лет, спортсменка и фотомодель. Девяносто-шестьдесят-девяносто… Андрей, мы только начинаем полёт. Давай начнем фантазировать попозже, а? Если что - у меня есть флешка с восемью гигами отборнейших фантазий!
- У меня тоже есть, - мрачно ответил Карташов. - Там Соколов, Леонов, Вальехо… вся фантастическая живопись. Тридцать два гига».

Это не смешно. Во-первых 8 гигабайтов это мало. Во-вторых Карташов при таком подходе не прошёл бы отбор. Я бы тоже взял с собой живопись, но не только. Законы физиологии едины для всех и это медицинский вопрос - а не, например, моральный в этом случае.

Вообще психологические портреты и разговоры экипажей не тянут на космонавтов. Четыре года я следил за их работой и слушал переговоры экипажей - я общался лично - ничего похожего на описанное в первых двух главах.

А вот теперь настала очередь вспомнить серию «Холодные уравнения». Космический корабль с одним пилотом летел планете, где случилась эпидемия. И грузом была вакцина. Но а процессе полёта выяснилось, что на борту есть нелегальный пассажир, девушка - сестра одного из колонистов. Она очень хотела увидеть своего брата и пробралась на корабль. Пилота это не смутило, его смутили данные компьютера, то, что из-за лишней массы корабль не достигнет планеты, так как всё рассчитано «до грамма». Сначала они удалили в космос всё, что могли, но не смогли полностью облегчить корабль, кто-то должен был его покинуть. Пилот хотел сделать это, но девушка не смогла бы посадить корабль. Поэтому «вышла» она… С точки зрения науки не всё правильно (но там фантастика), с точки зрения логики тоже, когда они собирали на выброс вещи, но не набрали массы девушки - мне так и хотелось закричать (ребёнок ещё был), да там полно ещё чего можно выбросить! Но это вопрос дешёвых непродуманных декораций…

А если серьёзно, МЭК, как и сейчас МКС, будет телеметрироваться. Там не может быть посторонних гостей. Все системы жизнеобеспечения, система вентиляции, параметры давления, содержания газов, температура - всё это при консервации отличается (многое необходимое для жизни просто выключено). Ну нельзя там быть так, чтобы об этом не знали. Поэтому этот пассаж Лукьяненко с возможной «пассажиркой» бред. Да и масса необходимых продуктов, средств СГО… Короче перефантазировал неприлично.

P.S. И Сергею для справки - мясные пюре в тюбиках в космос не отправляются много лет как. И не будут.

P.P.S. Об эксперименте Марс-500 можно посмотреть в выпуске программы «Прогресс» 5 канала (Санкт-Петербург):



Смотрите анонсы «Прогресса» у Анастасии Казанцевой (asena).

фантастика, Марс, пилотируемая космонавтика, Марс-500

Previous post Next post
Up