"Вечная красота"

May 09, 2014 11:05

Оригинал взят у amparo_a в "Вечная красота"
Не то чтобы я открывала Америку, но мне представляется небезынтересным проследить за изменениями требований, выдвигаемых к женскому телу, на протяжении тысячелетий, с помощью иллюстраций. Помимо прочего, это очень наглядно демонстрирует отсутствие единого и неизменного "идеала женской красоты": все идеалы - не более чем отражение уровня развития общества, его актуальных проблем и ценностей.

Палеолитическая Венера (25-12 тысяч лет назад)
Заря человечества, его хмурый и ветреный рассвет. Люди живут недолго, досыта наедаются редко. Основную массу пищи добывают женщины и дети - собирательством. Согласно некоторым исследованиям, в данный период возможен матриархат. Палеолитическая Венера - символ плодородия, недостижимый идеал красоты для вечно голодного человека.



Венера Милосская (2 в. до н.э.)
Аграрное общество с развитой материальной культурой. В регионах с благоприятным климатом (в той же Греции) достаточное количество пищи практически для всех членов социума гарантировано. Женщины лишены всех гражданских прав, их предназначение - сексуальное обслуживание мужчин и деторождение. Идеал - женщина с мягким округлым телом, лишенным мускулов, и умеренной жировой прослойкой (справедливости ради, в античном искусстве были и женщины более спортивного типа, но не как мейнстрим). Проблема еды решена, акцент делается на телосложении, условно благоприятствующем деторождению.



Статуя Девы Марии. Средневековье
На дворе дальше аграрное общество, но уровень жизни снизился по сравнению с античностью. Нередки "голодные годы", основная масса населения питается горохом и брюквой. Культура и общественная жизнь пропитаны христианской религией. Тело, особенно женское, признано "сосудом греха", его полагается прятать под одеждой. Все, что наводит на мысли о сексе, в официальной культуре строго табуировано. Потому средневековая красавица практически безгруда, ее формы скрыты под одеждой, а на бледном лице выделяется высоченный лоб - знак духовности. Идеальный женский образ - Дева Мария, совместившая главную женскую обязанность - деторождение - с целибатом.





Венера перед зеркалом. Возрождение
Секуляризация общества "реабилитирует" человеческое тело и женское в частности. Красавица Возрождения что у Тициана (см. иллюстрацию), что и Рубенса отличается пышностью мягких, лишенных силы форм. Это идеал общества, любящего позаниматься сексом и хорошо поесть, но которому не слишком часто это удается.



Триумф Венеры. 18 век
В общем-то, все то же самое :).



Романтическая красавица. 19 век
Реминисценции из Средневековья, столь популярные в эпоху романтизма, повлияли и на представления об "идеальной красоте". Романтическая красавица стройна и бледна, и в ней есть что-то совершенно неземное. Ее гладкое, лишенное мускулов тело, неестественно тонкая талия, маленькие руки и крошечные ноги создают впечатление достаточно беспомощного существа, нуждающегося в защите и опеке. Здоровье выходит из моды, и самые романтические из романтических красавиц гаснут от чахотки.



Прекрасная Отеро из прекрасной эпохи. Конец 19 - начало 20 века
Пока мы рассматривали картинки, ведущие страны мира стали индустриальными. Кое-кто еще недоедает, но в целом уровень жизни начинает расти. Суфражистки выходят на первые митинги, но пока положение женщины остается далеким от равенства. Идеальная красавица очень "женственна", приятно упитана, и - обратите внимание, когда на глаза попадутся открытки той эпохи - у нее низкий лоб. И то - зачем женщине думать, ведь от этого портится цвет лица :))).



Девушка-флэппер. 1920-е.
Прекрасная эпоха закончилась под грохот пушек августа 1914-го. На смену мужчинам, ушедшим на фронт, у станков встали женщины. Но радикальные изменения "эталона красоты" происходят в следующем десятилетии, когда на смену знойным дамам выходит узкобедрая, коротко стриженая, худощавая и почти безгрудая девушка-флэппер. Ее образ, мало ассоциирующийся с традиционной "женственностью" и материнством, отражает новые требования, которые общество предъявляет к женщине: она должна заниматься спортом; работать, если потребуется, не меньше, чем мужчина - но за гораздо меньшие деньги; стремиться быть равноправной партнершей, теряя большинство прав при вступлении в брак. С другой стороны, вплоть до 1929 страны-победительницы переживали неслыханный экономический подъем, впервые за много веков сытость стала доступной практически всем, и пышные формы перестали свидетельствовать о благополучии и тем более богатстве.


Изменения в восприятии женского тела, начавшиеся в 1920-е, затронули и последующие десятилетия, причем эталонная фигура становится крепче и сильнее (в период Второй мировой миллионы женщин вновь заменили мужчин у станков и на полях), но при этом и "женственнее" (нужно было восполнить огромную убыль населения вследствие войн).

От Мэрилин к Кейт Мосс. (1950-е - 1990-е)
1950-е, как писала Бетти Фридан, стали эпохой определенного отката в сфере женских прав. Женщин "вернули на кухню", фактически вытеснив из общественной сферы. Это очень тонко отражено в идеале красоты: им становится актриса, сочетавшая взрослую сексуальность с юной свежестью; уже не девушка, но еще не зрелая женщина, нечто, застывшее на полпути, стройное и приятно-округлое одновременно. Одновременно Мэрилин - один из первых эталонов красоты, подвергшийся хирургическому вмешательству, и в то же время близкий к реальности.



Далее начинаются очень интересные вещи.
В 1960-х на подиумы и умы врывается совершенно новый образ - Твигги. Твигги - классический астеник на грани анорексии. При росте 169 см она весила 40 кг. Именно после нее в массовое сознание стало внедряться новое понимание "красоты" и "идеального тела".


(Сравниваем Твигги и Мэрилин:
[
)

Конечно, были отступления от генеральной линии, например, все 80-е,


но в 90-х эстетические стандарты стали мало-помалу переходить от "90-60-90" к "90-50-80", к непропорционально большому (и часто имеющему искусственное происхождение) бюсту, тонкой талии и узким бедрам.

Идеальная фигура - с точки зрения массовой культуры - выглядит примерно так, то есть совершенно недостижимо для абсолютного большинства земного шара.





Что это означает? Прежде всего, конечно, сытость "золотого миллиарда": когда каждый может реализовать мечту человека палеолита, то есть жрать вволю, простейший способ подчеркнуть "избранность" - ограничить себя в еде. Но отношения человечества с едой - отдельная тема. Вспомним лучше, когда астеническое телосложение входит в моду - в 60-е, переживавшие подъем феминистского движения. Практически во всех странах женщины получили равные права с мужчинами (пусть пока формально), они все активнее входят в общественную жизнь. Прежние способы дискриминации дают сбои - и тогда патриархат придумывает новые, а еще точнее - модернизирует старые. Женскую внешность загоняют в прокрустово ложе очень жесткого эталона, причем эталона заведомо нереального, присоединяя к этому карательные пищевые практики. В результате формально свободная и равноправная женщина закована, как в корсет, в чужие представления о самой себе, она вытеснена из конкуренции и в итоге совершенно безопасна (и бессильна физически).

Но - вангую! - если завтра настанет вселенская катастрофа и выжившие стану драться за еду, идеал палеолита - пусть в чуть смягченных формах - сразу вернется :). Потому как он - идеал - существует исключительно в голове.
А раз так, у нас есть свобода выбора: мы можем выбрать любой образ и ориентироваться на него. А можем и создать свой собственный.
Previous post Next post
Up