Можно начать с того, что воспитывать подростка уже поздно. Есть даже книжка "В три уже поздно". Тем не менее, подростковый период - самое сложное время для ребенка и его родителей. И если у родителей это предсказуемо, то для их ребенка все происходящее становится охренеть каким сюрпризом. И далеко не всегда приятным.
Привычное рушится на глазах, родители оказываются деспотами и диктаторами, одноклассники раздражают, учителя - идиоты, мир вокруг враждебен. Каждый первый взрослый может подтвердить, что сложности были, и справляться с ними одному очень сложно. А поделиться значило признать свою слабость и дать в руки родителям козырь, которым тебя же потом и будут попрекать.
В любые времена бесконтрольное взросление вчерашнего ребенка без усвоенного и прилипшего намертво с рождения «внутреннего стержня» было чревато. От безобидных «отстань, все в порядке» до ухода из дома в сомнительные компании.
Я сейчас не буду рассказывать, как надо воспитывать подростка, если вы не делали этого с рождения. Не буду давать рекомендации, чтобы потом не получить в ответ: «… сделала, как написано, а получилось…». Все, что вы прочтете ниже, рассчитано на тех, кто ответственно подходил к воспитанию с самого начала и умеет заткнуть свое «я» вместе с родительским авторитетом туда, где темно, как в лифте без света.
К слову, недавно прошли два важных поста про детскую педофилию и ее безнаказанность. Запомните: если вы научите своих детей жесткому подчинению себе, то точно так же им будет легко подчиниться другим взрослым, которые не столь безобидны.
Безусловно, знать, чем живет твой сын или дочка, что его радует и беспокоит, а что пугает, нужно и должно для каждого родителя. Но зачастую это сводится с банальному контролю и примитивным «здоров/сыт/одет». Когда они приходят из школы, ты часто их не видишь, потому как на работе. Что они делают дома, можешь только догадываться, если, конечно, дома не стоит камера наблюдения, но это уже клиника. А я об обычной семье. Нет, ты, конечно же, звонишь с работы и ребенок отчитывается тебе, что пришел со школы, разогрел суп и съел его, а сейчас делает уроки в поте лица. Но возможности проверить, так ли это, у тебя нет. Создается иллюзия контроля над ситуацией.
Приходя домой, сложно сразу переключиться и окунуться с головой в семью. Магазин по пути с работы, толчея в метро и маршрутках, гудящие ноги, уставший от длительного сидения зад, опухшие от перекладывания бумажек и скрепок пальцы, вторая половина, которая снова что-то учудила или подозревается в этом. Куда там обратить внимание на то, что происходит с маленьким вчера еще человечком.
Нет, с порога начинается: почему стирку не вынул, почему на столе опять бардак, а картошка не почищена к ужину. Хотя, о чем это я? По словам моих знакомых подростков, родители часто даже этим «не нагружают», но ведь участвовать в общем быте абсолютно нормально. Так же, как иметь свои крохотные обязанности по дому должен каждый ребенок с раннего детства. Пусть даже это всего лишь относить грязную одежду в корзину для белья, ставить посуду в раковину или кормить рыбок.
И, видя занятых родителей, ребенок понимает, что родителям не до его проблем, что от него в лучшем случае отмахнутся, а то и отвесят подзатыльник и первый раз за несколько лет начнут проверять уроки. И он пытается решать свои проблемы самостоятельно, постепенно выключая себя из твоей жизни. Когда же ты все же спохватываешься, что чадо что-то притихло и живет почти само по себе, ты резво берешь бразды в свои руки и начинаешь лезть в душу, на которую уже не имеешь морального права.
Представь, что это чужой самостоятельный взрослый человек, от которого тебе что-то надо, но который не вполне может сам за себя отвечать в силу ряда обстоятельств, и эта ответственность лежит на тебе. Да, и находится в твоей власти. Чужому человеку ты не будешь навязывать свое мнение, будешь стараться договориться. Ты не повысишь на него голос, потому что, как тут говорили, это словно прилюдно обоссаться, показать, что ты не умеешь себя контролировать, а значит, тебе нельзя доверять. Нет, если ты быдло неразумное, то ты и чужому будешь навязывать свои условия.
Я часто вижу в жизни и здесь таких взрослых, которые лезут со своими советами, как мне поставить тележку перед кассой, чтобы они меня перестали пихать сзади своей, или отвечающие на комментарий в жж, адресованный не им, критикуя и доказывая свою правоту. Это неуместно и разит невоспитанностью. Я вполне адекватно выслушаю их пожелания и аргументы и, если это мне удобно, сделаю так как удобно всем. А, может, отвергну предложение и поблагодарю за хорошую идею. Если она была хорошей.
Но когда ты навязываешь свое мнение подростку, которого видел сонным утром и уставшим вечером, не давая себе труда уделять достаточно такта и внимания к его проблемам, то с чего ты взял, что он должен будет это принять, не огрызнувшись? И вообще принять.
В любой коммуникации важна обратная связь. Слышали о такой? А почему ты считаешь, что обратной связи не место в общении с подростком? Ты когда-нибудь задавал ему вопрос: одобряет ли он твои действия, твой метод воспитания? И если нет, то в чем конкретно? Можешь узнать много нового, обсудить. Если это поможет наладить или улучшить отношения с твоим же ребенком, то почему бы и нет?
У нас в семье всегда все действия поясняло обоснование, с которым ребенок/подросток соглашался, если не сразу, то после некоторого времени. Разумное объяснение, преподнесенное согласно возрасту и развитию. Случалось, когда доводы не удавалось донести. Но это не потому, что глупый/упертый, а потому что МНЕ не удавалось найти объяснений, которые были бы достаточно понятны. Это очень важно! Не "ты - идиот", а "я плохо объясняю".
Когда ребенок понимает, что он наравне со взрослым, но у взрослого не просто больше власти, а гораздо больше ответственности и "головной боли" обо всем на свете, он более уважительно относится к нашим "заскокам" и проскальзывающим попыткам задавить авторитетом, когда нет времени доходчиво объяснить.
Моя дочка знает, что ВСЕГДА я извинюсь, если была не права, и постараюсь себя контролировать лучше, если сорвусь и повышу голос. И не обижается, когда такое произошло. Все мы люди, и не все из нас идеально сдержанны. Я ВСЕГДА предупреждаю, когда меня лучше не трогать, дать время переключиться с проблемы, трудного рабочего дня или другого сложного момента. Впоследствии объясню, что случилось и получу поддержку. Точно так же, как это делаю по отношению к дочке.
Да, она что-то держит в себе, пытаясь справиться с некоторыми сложностями самостоятельно. Не потому что не доверяет или боится, а от того, что понимает - надо учиться самой. Если самой не выходит, решаем вместе. Если ситуация критичная, срочная, важная для нее, естественно, решаем вместе.
Поэтому главное правило в воспитании подростка - это уметь слушать и слышать, поддерживать и одобрять, когда он впускает нас в свою жизнь, и никогда… нет… НИКОГДА не отталкивать и не обманывать доверие!