Черный лебедь

Sep 28, 2012 01:30

Привет.
Сегодня был очередной фрайди-клаб. Во-первых, мы поменяли место локации, и хоть "пчел" тут поменьше, зато проходящие мимо трутни очень даже "трутнистые" (сейчас меня поняли только некоторые:((), во-вторых, сегодня все по-своему подготовились, и время прошло ну оочень быстро.

Я в этот раз говорила о "Черных лебедях".
Вообще само понятие "Черный лебедь" не слишком распространено даже в интернете. Если вы забьете его в Гугл - у вас будет две основных ссылки: фильм "Черный лебедь" и книга "Черный лебедь", при этом первое и второе, полностью повторяя название, абсолютно не связанные вещи.
Мы поговорим о книге. Жил себе был такой себе трейдер по имени Нассим Николас Таллеб. Работал обычным трейдером, хотя и не совсем обычным, т.к. википедия утверждает, что среди его предков было много ливанских политиков и околополитиков; и работая трейдером, он очень сильно увлекался вероятностными теориями, математическими прогнозированиями, и прочими интересными вещами.
Так, однажды, он посредством своих увлечений, пришел к тому, что в мире есть "черный лебеди". Согласно его теории "чёрный лебедь" - это труднопрогнозируемое и редкое событие, которое имеет значительное последствие, и соотвествует следующим критериям:
  1. Событие является неожиданным (для эксперта)
  2. Событие производит значительные последствия
  3. После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.
Примеры "чёрных лебедей" в мире - теракт 11 сентября, развал Советского союза, и т.д.

По теории Нассима, "чёрные лебеди" живут в Крайнестане. Крайнестан и Среднестан - это две воображаемые страны.

Самый типичный представитель Среднестана - как легко догадаться, середняк. В его мире итог практически не зависит от единичного частного случая и даже серьёзный успех - не более чем малая флуктуация на общем фоне. В Среднестане живут и работают люди, у которых профессии немасштабируемы; их заработок пропорционален количеству отработанных часов. В этих профессиях расходуются силы и время - для каждого покупателя пекарь должен испечь новый батон. Доход определяется затраченными усилиями и временем, а не идеями и качеством решений. Жители Среднестана близки к утопическому равенству. Их будущее легко прогнозировать, поскольку наблюдения на протяжении ограниченного отрезка времени даёт адекватное представление о происходящем. Их общество построено на базе коллективизма - ведь даже самый высокий человек на Земле никак не влияет ни на суммарный, ни на средний рост всех людей. Перемены происходят медленно, а события распределяются по гауссовой кривой. Угроза, представляемая Чёрным Лебедем, здесь невелика.

В Крайнестане живут или гиганты, или карлики, там нет смысла говорить о типичных представителях. В этой стране профессии масштабируемы - чтобы добавить ещё один ноль к сумме заработка, Джоан Роулинг не должна писать в десять раз больше новых книг. Победитель здесь получает все или почти все. Неравенство достигает крайней степени. Физические пределы практически отсутствуют, ведь речь идёт в основном о числах - доходах, тиражах, размерах компаний, темпах инфляции, котировках акций, ценах на недвижимость и т. п. Делать предсказания на основе имеющихся данных практически невозможно - история движется скачками.

В Крайнестане огромное значение имеет эффект Матфея, или кумулятивное преимущество. Если человек добился большого успеха (по заслугам или случайно), то следующие успехи придут к нему гораздо легче - деньги липнут к деньгам, а слава - к славе. Кумулятивное преимущество ярко проявляется в искусстве, политике, журналистике и даже науке - везде, где жизненно необходимо быть на слуху. К сожалению, неудачи тоже кумулятивны. С каждой новой неудачей растут шансы так и остаться в неудачниках.

Нассим считает, что чёрных лебедей нельзя предсказать. Но можно научиться жить с ними. Вот несколько советов, которые даёт нам Талеб:
  1. Научиться отличать «хорошие» случайности от «плохих». В кино, в науке или в венчурных сделках водятся хорошие Чёрные лебеди. Если Вы заняты в подобном бизнесе, то Ваше счастье - в незнании, особенно если Ваши конкуренты тоже ничего не знают, но, в отличие от Вас, об этом не догадываются. А вот в сферах где неумение просчитывать риски чревато провалом, их стоит опасаться. Служба в армии и в госбезопасности, а также банковская деятельность относятся к таким сферам.
  2. Мыслить шире и не пытаться предсказать конкретного Чёрного Лебедя. Луи Пастер, говоривший, что удача любит тех, кто к ней готов, понимал, что для того, чтобы сделать открытие, бессмысленно упрямо искать что-то конкретное. Ученые напряженно работают, чтобы создать условия для счастливой случайности и поймать Чёрного Лебедя.
  3. Искать встречи с Чёрным лебедем. Издатель, представитель солидного фонда или именитый учёный выражают желание встретиться с вами - не упускайте такой возможности - второй раз она может не подвернуться. Не увязайте в рутине, общайтесь с людьми. В большом городе вероятность встретиться с хорошим Чёрным лебедем больше, чем в глуши.
  4. Относиться с подозрением к государственным планам и прогнозам. Не стоит забывать, что главное для чиновника и для банкира - удержаться на плаву, а вовсе не докопаться до истины. Это не значит, что вся эта публика совершенно бесполезна: надо лишь быть начеку и не пасть жертвой их «производственных издержек».
  5. Не тратить нервы и время на борьбу со «специалистами» всех мастей. Дурацкие прогнозы были и будут всегда, главное - не слишком доверять им. Услышав, как специалист произносит слова «равновесие» и «нормальное распределение», не спорьте с ним, а суньте ему за шиворот крысу.


Нассим Талеб перечисляет 10 принципов для построения систем, которые устойчивы к событиям, отвечающим критериям "чёрного лебедя":

1. Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным.
Ничто не должно становиться слишком большим для краха. Эволюция в экономической жизни помогает тем, у кого максимальный объём скрытых рисков - а значит, и наиболее хрупким - становиться самыми большими.

2. Недопустимо убытки возлагать на всех, а прибыль приватизировать избранным.
Всё, что может нуждаться в выкупе, должно быть заранее национализировано; всё, что не нуждается - должно быть свободным, маленьким и рискованным. Мы соединили худшее из капитализма и социализма. Во Франции в 1980-х социалисты захватили банки. В США в 2000-е банки захватили правительство. Это сюрреалистично.

3. Люди, которые вели школьный автобус с завязанными глазами и разбили его, не должны получать новый автобус.
Экономический истеблишмент (учёные из университетов, регуляторы, центральные банкиры, представители правительств, персонал различных экономических организаций) потеряли легитимность с падением системы. Неадекватно и глупо верить в способность таких экспертов вывести нас из лабиринта. Вместо них найдите умных людей с чистыми руками.

4. Нельзя предлагать управляющему атомной станцией поощрительный бонус без ощутимого штрафа в случае неуспеха.
Они будут пренебрегать безопасностью, чтобы показать «прибыли», в то время как надо быть консервативными. Бонусы не сочетаются со скрытыми рисками взрыва. Сейчас мы наблюдаем последствия асимметрии бонусной системы. Никаких стимулов без наказаний: при капитализме должны быть и награды, и взыскания, не только награды.

5. Уравновешивайте сложное (комплексное) и простое. Сложность, происходящая из глобализации и высокой связности экономической жизни, должна быть уравновешена простотой финансовых продуктов. Комплексная экономика обычно является формой кредитного рычага: рычага эффективности. Такие системы выживают благодаря слабости и избыточности; рост долга создаёт бурные и опасные завихрения и не оставляет пространства для ошибки. Капитализм не может избежать увлечений и пузырей: пузыри в ценных бумагах (как в 2000-е) оказались безобидными; кредитные пузыри - ужасны.

6. Не давайте детям динамитные шашки, даже если предупредили их об опасности. Сложные деривативы должны быть запрещены, потому что никто их не понимает и лишь немногие достаточно рациональны, чтобы признать это. Граждане должны быть защищены от деривативов, от банкиров, продающих «захеджированные» продукты, а также от доверчивых регуляторов, слушающих экономистов-теоретиков.

7. Только финансовые пирамиды нуждаются в доверии. Правительствам не нужно «восстанавливать доверие». Волна слухов - это продукт сложных систем. Правительства не могут остановить слухи. Мы должны не обращать внимание на слухи, быть стойкими по отношению к ним.

8. Не давайте наркоману наркотики, даже если он страдает от ломки. Использовать кредиты для решения проблем, возникших из-за слишком больших кредитов - это не гомеопатия, это отказ от лечения. Кредитный кризис - не временная проблема, это структурная проблема. Нам нужна нарко-реабилитация.

9. Пенсия граждан не должна зависеть от финансовых активов или ошибочных советов «экспертов». Экономическая жизнь должна быть дефинансирована. Мы должны научиться не использовать рынки как хранилище стоимости: они не дают надёжное убежище, в чём нуждаются нормальные граждане. Люди могут испытывать беспокойство по поводу своего собственного бизнеса (который они контролируют), но не по поводу инвестиций (которые они не контролируют).

10. Делайте омлет, разбивая яйца. В конечном итоге, этот кризис не может быть остановлен паллиативными мерами, как ни одна прогнившая лодка не может быть исправлена заплатками. Мы должны заново построить корпус лодки из новых (более крепких) материалов; мы должны перестроить систему до того, как она сделает это сама. 
Не могу сказать, что знание этой теории обезопасит вас хоть в чем-то, но, кажется, скоро бедт моветоном не знать о ней, поэтому-то я о ней и рассказала :) Много материала просто перепечатано из Википедии, т.к. в силу некоторых причин, это очень сложно написать своими словами..

жизнь, я, бизнес, friday club, работа

Previous post Next post
Up