Широкая известность к группе Сплин, по моим ощущениям, пришла в 1998 году с выходом "Гранатового альбома". "Орбит без сахара" звучала, что называется, из каждого утюга. Так же ротировалась песня "Англо-русский словарь" и некоторые другие с "Фонарь под глазом". Честно говоря, изначально группа меня не зацепила. Я смеялся над сестрой: "Ну что это за бред? "... надописатьвчьютотетрадькровьюкаквметрополитене" Тем ни менее мнгогих зацепило. Как показало время, Саша Васильев и группа делали ( и делают) весьма интересную музыку и песни. Стоит ли пояснять, что в девяносто пятом я и слухом не слыхивал об этом ансамбле. Но уже учась в институте, и пытаясь что-то играть, с интересом раздобыл один из первых альбомов группы (второй, если быть точным) "Коллекционер Оружия." И надо признать, если б мне предстояло отправиться на необитаемый остров, я бы, пожалуй, взял бы его в числе других необходимых вещей. Про историю альбома очень хорошо написано
здесь. Ну а я, по традиции, попробую ознакомить с альбомом через тексты песен, пропущенных через призму моих эмоций. Итак:
Совершенно чудесный альбом. Замечательная музыка, чудесные клавиши и гитара. И тексты полностью (за исключением пожалуй "Сказки")построенные на образах. Кто-то описывает истории, у некоторых - сценарий в рифме, у кого-то - лозунги и манифесты. У Саши Васильева в данном альбоме даже не образы, нет. Это клочки тумана, рисующие мираж. Если подойти к этим текстам с научной скурпулезностью, радуга окажется обычной дифракцией, а роса - конденсированной влагой. Альбом открывается песнью "Будь моей тенью". Для меня всегда звучало, как затаенное признание в любви. Когда голова забивается кучей мыслей, и ни одна не оформляется в слова, и в итоге, со стороны кажется, что несешь просто чушь. НО какие образы?!
... Я живу в ожидании чуда, как маузер в кабуре
Будто я паук в паутине, дерево в пустыне, будто черная лиса в норе
Холодно мне в горнице, двери не откроются:
Ключи у рака, а рак на горе...
Будь моей тенью,скрипучей ступенью
Святым воскресеньем,цветным дождём
Будь моим богом, электрическим током
Березовым соком, кривым ружьём
Я был сведетель, тому что ты ветер.
Ты дуешь в окно мне, а я смеюсь
Я не хочу раставаться с тобою без боя
Покуда тебе я снюсь:
Будь моей тенью!
Вообще, альбом получилось с четкими фолковыми нотками. По крайней мере в музыкальной стилистике. Следующей композицей альбома стала неплохо известная "Любовь идёт по проводам" Вы никогда не испытывали такого?
Завтра на этом месте меня собъёт автомобиль
Электрический провод уносит мой голос в сторону на тысячи миль
Электричество - ерунда на постном масле
Вот ноль, вот фаза и все огни погасли
Мы лежим втроем, со мною две сестры
Я хотел их завести, из них бы вышибить искры
Я нашёл, где плюс, нашёл где минус
И если я не полюблю, то вероятно я двинусь
Я открыл букварь, читаю по слогам
Не верьте никому любовь идёт по проводам.
Сильно?
Если предыдущую песню вполне можно отнести к боевичкам, то "Желтый цвет солнца" скорее баллада. Для меня в ней странно переплетаются некая безысходность с тонким лучём надежды. Все круги разойдутся,
И город окутает тьма.
Двадцать лет я смотрю в календарь,
И все эти годы в календаре зима.
И метель не дает нам уснуть,
Не дает нам допеть до конца,
Словно паралитическим газом
Наполнены наши сердца.
У нее было правило - не доверять тем,
Кто собой заслоняет свет.
И я снял с нее платье,
А под платьем бронежилет.
Когда кончится музыка,
Возьми пистолет и жди крика совы,
Я приду умереть от любви,
Чтобы утром проснуться живым
Если ты слышишь, если ты слышишь меня,
Время вышло, а я не успел показать тебе
Черный цвет солнца.
Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень, хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.
Очень сложно удержать себя от публикации всего текста, но это будет слишком длинное, а потому утомительное чтиво. В конце концов сухие строки не дадут того, что они дают совместно с музыкой.
"Самовар" Честно признаться, зачастую только лень не позволяла мне промотать данную песню. Возможно я не смог её понять. Но для меня - она проходная на этом альбоме. Послушайте, возможно те струны, которые она должна была затронуть у меня отсутствуют, или слишком глубоко спрятаны.
Я говорил с тобой до самого рассвета
Но твой открытый рот - как дуло пистолета
И я не знаю, кто топил тебя в реке -
Одна рука в крови, другая в молоке
И яблоневый цвет в кудрявых волосах,
Ногами на земле, главою в небесах
Я покажу тебе полет аэроплана
Я нарисую паука на дне стакана
На дне стакана мухи плавятся от браги
И бродят танки по мелованной бумаге
Я расскажу тебе, как пчелы строят соты,
Я научу тебя стрелять из пулемета
И ты услышишь, прикоснувшись к полюсам,
Как гибнут наши голоса
Следующая композиция "Жертва талого льда" достаточно своеобразна. Пожалуй, не смогу вычленить какую-либо часть и сказать: "Да! Вот именно это мне и понравилось." Достаточно ровная, тем ни менее чем-то цепляет. Хотя в моей табеле о рангах будет скорее ближе к Самовару, чем к остальным песням.
...А ночь плавно уходила в степь
С ней вместе уходила его тень
Он сам отпустил ее - затем,
Чтоб рук не вязала
Слеза ожерелья янтаря
Сверкала при свете фонаря,
Как будто заря всходила для
Притихшего зала
Он пел, словно падала слеза,
Он пел, словно шаг, и нет следа,
Он пел, что никого и никогда
Река не держала
Жертва талого льда ...
А теперь пришла пора набрать побольше воздуха, и погрузиться в пучину Песен. Остаток альбома, как правило, пролетал на одном дыхании. И стартом для этого полёта становится "Что ты будешь делать" Я пытался писать песни и стихи... как пелось в советское время "...Говорят, что пишет каждый в девятнадцать лет". Бывает и сейчас нет-нет, да и побалую себя играми с рифмой и мелким надругательством над поэзией. Я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ себе, откуда могут приходить ТАКИЕ образы. И как их можно так изящно изливать. Эта песня, несомненно, одна из жемчужин альбома, и я не смогу удержаться от полной её выкладки.
Никто не сделает шаг, не вспомнит, не заплачет
Она сидит у окна, и просит об удаче
Она как солнца свет, ей девятнадцать лет,
Кругом глухие стены
А в ней сошлись змея и волк,
И между ними то любовь, а то измена
Я был один в эти дни, я мерял их на годы
И в одночасье сгорел любимый мною город
Но тут вошла она, я спутал имена
И стал белее мела
Война со всех сторон, а я опять влюблен,
Что ты будешь делать?
Что будешь делать ты, когда в твоей груди
Застучит часовая бомба?
И я звоню тебе домой для того, чтобы узнать,
Что тебя нет дома
Перепиши свою жизнь на чистые страницы,
И ты увидишь, что любовь не ведает границ
Последняя звезда упала в провода,
И снег белее мела
Война со всех сторон, а я опять влюблен,
Что ты будешь делать?
Что будешь делать ты, когда в твоей груди
Застучит часовая бомба?
И я звоню тебе домой для того, чтобы узнать,
Что тебя нет дома
Никто не сделает шаг, не вспомнит, не заплачет
Она сидит у окна, и просит об удаче
Она как солнца свет, ей девятнадцать лет,
И снег белее мела
Война со всех сторон, а я опять влюблен,
Что ты будешь делать?
Это одна из песен, которая отлично ложится на тревожно-влюбленное состояние. По крайней мере для меня. И можно сказать, она позволяет безболезненно в некоторой степени пережить снова весь этот клубок эмоций, когда любовь, жалость и боль переплетаются замысловатым узором.
Хулиганская "Рыба без трусов" быстро переводит на задорный лад. Почти "...что бы мы вопреки всему, во чтобы то ни стало назло всем". В общем "не дождётесь!" ) Такая жинерадостная и жизнеутверждающая позиция побуждает покуражиться. Легко шокировать окружающих и так самоутвердиться. Что-то типа громко спеть в метро, для себя, наплевав на окружающих и переступив через свои страхи осуждения и придуманные рамки ханжества.
...Порой мне кажется, что я -
Обыкновенная свинья
Обыкновенная морская полосатая свинья
Меня позволено пинать,
Меня позволено сожрать,
Но перед этим, перед этим
Ты сумей меня поймать
А я рыба без трусов, а я рыба без трусов,
А я рыба, а я рыба, а я рыба без трусов
А по морям, да по волнам,
Сегодня - здесь, а завтра - там
А я рыба, а я рыба, а я рыба трам-пам-пам!
Псевдофолковая "Сказка" представляет собой полновесную балладу. Предположу, что не всем она будет интересна, да и сам я, признаюсь, распробовал её не с первого раза. Но вот берёт. Вообще сложно комментировать этот альбом - для меня, как уже говорил, он соткан из образов. И не все поддаются логичному изложению или внятному описанию.
Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу
В одной деревне на ночлег старик пустил в избу
Мы пили крепкий самогон - хозяин был к нам добр
Река бежала за окном, шумел сосновый бор
Я пью чуть больше чем могу, но меньше, чем хочу
Когда я пью, я не пою - я не пою, кричу
Hикто мне глотку не заткнет, не запретит мой пляс
Hо тут старик сказал: "Дай я" и начал свой рассказ
В общем советую послушать. Наверное это будет наиболее простым и правильным способом.
Вообще, альбом получился очень осенним. У каждого бывают трудные минуты и тупое состояние такое... такое... в общем как в песне "Нечего делать внутри"
Нечего делать внутри, я стою на пороге
Жду, когда кто-нибудь треснет мне дверью по
морде
Жду, когда кто-нибудь переломает мне руки
Или попросит войти, или выгонит нафиг
Кто я такой - наркоман, алкоголик, бродяга
Женщины смотрят в глаза мне и плачут от
жажды
И половина из них чтит меня как героя,
Другие же чтут как отъявленного негодяя
Знай, я хотел убежать, но мне некуда деться
Ноты и тексты ты утром получишь по почте
Я пришел с войны, распахнул шинель,
А под ней билось сердце
И это сердце никто никогда не растопчет
Флот потопили - остались одни адмиралы
На фонарях объявились хорошие люди
В день, когда стрелки сошлись, я сказал своей маме:
"Мама, твой сын - пацифист, это неизлечимо"
Вполголоса радости нет - так ори, моя глотка!
Рви тишину, как струну, своим воплем истошным,
Бей в барабаны, стреляй из зенитных орудий,
Только смотри, не забудь - за стеной спит ребенок
Знай, я хотел убежать, но мне некуда деться
Ноты и тексты ты утром получишь по почте
Я пришел с войны, распахнул шинель,
А под ней билось сердце
И это сердце никто никогда не растопчет
Закрывает альбом песня "Иди через лес". После псевдовальса предыдущей композиции, как после активной зарядки, нам предлагается лёгкая растяжка с дыхательной гимнастикой. Достойное завершение.
Иди через лес
Иди через ягоды, сосновые иголки
К радуге на сердце
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
До самой до смерти
Нам сказали то, что мы одни на этой земле,
Мы поверили бы им,
Но мы услышали выстрел в той башне
Я хотел бы, чтобы это тело пело еще,
Но озера в глазах
Замерзают так быстро, мне страшно ...
Вот и всё. К моему большому сожалению, постоянный источник ссылок на альбомы "BEE.FM" в этот раз подвёл. Данного альбома в коллекции не оказалось. Ну что ж. Он стоит того, чтобы приложить некоторые усилия для его поиска. Они оправдаются.