Как сделать так, чтобы вас понимали?

Aug 02, 2013 14:20


Если вы когда-либо пользовались Google Docs, Dropbox, Microsoft, то возможно, видели видеоролики, в простой наглядной форме объясняющие, как пользоваться этими сервисами? И сейчас в сети все больше видеопрезентаций на любую тему в виде историй, созданных при помощи рук, маркеров и вырезок из бумаги. Их называют «видео в стиле Common Craft», и этот стиль придумал автор книги "Искусство объяснять", Ли Лефевер.

Книга, фактически, является пошаговым руководством для желающих освоить это искусство, причем не только создания видеороликов, но в принципе объясняющих историй в любой форме - письменной, аудио или видео.

Благодаря этому руководству, вы научитесь легко и доступно объяснять сложные вещи, что, безусловно, будет полезно тренерам, менеджерам по продажам, переговорщикам, блоггерам, инфобизнесменам и конечно родителям!

Первая часть книги посвящена определению и объяснению базовых понятий. И уже с первых строк автор демонстрирует свое искусство, превращая сухую теорию в увлекательные истории, "помещая факты в более понятную упаковку".

Конечно, степень понимания фактов зависит от имеющегося у человека опыта. Одна и та же информация может быть очевидна для одного, и выглядеть как китайская грамота для другого. Поэтому, чтобы оценить потребности аудитории и правильно подобрать объяснение, Ли вводит «Шкалу объяснений».






Это последовательность букв от A до Z, показывающая степень владения темой. В части "А" располагаются люди, впервые узнающие эту информацию, а в части "Z" - эксперты, для которых более характерно "проклятие знания".

Это также важное понятие, которое вводит Ли. Чем более мы являемся профессионалами в какой-то теме, тем сложнее нам объяснить ее новичку. Мы просто не понимаем, чего он не понимает, и с какой стороны начинать объяснение.

Чтобы преодолеть этот информационный барьер, Ли предлагает учитывать очень простую закономерность:


Когда человек впервые знакомится с темой, и обладает низким уровнем компетенции, ему сначала требуется понять, "зачем вообще это нужно". И затем, по мере повышения уровня понимания, для него становится важнее, "как это использовать".

Эту шкалу также можно использовать для выбора формы подачи. Тем, кто находится ближе к "Z", будут полезней факты, а тем, кто ближе к "А" - нужны истории таких же как они людей.
Обычно сюжет истории строится в соответствии со структурой "Путешествия героя". Как описывает его Ли, "Герой к чему-то стремится или в чем-то нуждается. Он в отчаянии, что у него этого нет, и должен преодолеть препятствие, чтобы получить желаемое. В конечном итоге он добивается успеха." Эта простая структура, тем не менее, вовлекает читателей или зрителей в собственное метафорическое путешествие, позволяя через собственные эмоции увидеть пользу объясняемой темы.
Форма презентации объяснений также очень важна. Ведь в зависимости от аудитории, будет более актуальным или письменный текст, или статичная инфографика, или видеоролик, или вебинар. Но в любом случае, Ли подчеркивает важность визуализации, и рекомендует обучиться этому искусству у Дэна Роэма (книга "Визуальное мышление"). Кстати, это тоже одна из моих любимых книг, можете ознакомиться с моей рецензией здесь.

И даже в объяснение теории Дэна Ли привнес собственное мастерство, сведя основные принципы визуализации в простую схему.



Еще один из неоспоримых плюсов этой книги - обилие практических примеров. Фактически, автор приглашает читателей на "кухню" своей компании и объясняет, как он готовит такие замечательные продукты! Можно сначала ознакомиться с пошаговым алгоритмом, и затем зайти на сайт компании http://www.commoncraft.com/ и посмотреть, как это воплощено в реальности.

Талант автора состоит не только в умении отлично объяснять, но и благодаря этому вдохновлять и мотивировать на действия самих читателей. Я сама под впечатлением книги написала несколько коротких историй, объясняющих на примерах, что такое коучинг,  и скоро вы сможете их увидеть на сайте нашей Коуч-студии LevelUP.

В завершение, хочется отметить, что книга Ли Лефевера не просто описывает процесс, но реализует Миссию - создание новой специальности "специалиста по объяснениям" и изменение корпоративной культуры компаний. Возможно, она изменит и вашу жизнь тоже?

публикации

Previous post Next post
Up