Марш миллионов и конец мимимитингов

May 08, 2012 01:21

Мне довольно трудно дались зимние массовые протесты: то есть ходить я ходила, но писать и даже говорить о них толком ничего не могла. У меня никак не получалось их до конца осмыслить. Вчерашний день и случайная цитата на фейсбуке помогли наконец паззлу сложиться.

Для меня политическое участие стало практикой за долго до декабря 2011 - я не систематически, но все же участвовала в акциях студенческих инициатив и политических активистов, в шествиях и демонстрациях, работала в боевом профсоюзе. То, что результатом участия в таких мероприятиях может быть удар дубинкой или повяз для меня всегда было чем-то вроде аксиомы: конечно, этого совсем не хочется, но мысль об этой перспективе посещает одной из первых. 
В этом смысле, Болотная 10го декабря стала для меня настоящим шоком. Я уходила с ощущением, что сходила то ли на день города, то ли на какой-то опенэйр: все кричат, всем весело, музыка играет и т.д. Толпа впечатляла, безусловно, но все это казалось каким-то картонным протестом - как будто, уже повторно, всех наебали. Мне и дальше казалось, что все это бесполезно, что это спускание пара, а на унылом и гораздо менее массовом митинге на Новом Арбате после президентских выборов, когда стало ясно, что протестное движение идет на спад, я совсем затосковала. Даже на первомай не пошла. А вот Марш миллионов пропустить не смогла (тем более, товарищи из Питера приезжали, да).

Все начиналось очень мирно, мы шли "стройными рядами" и в свое удовольствие заряжали кричалки и распевали "Интернационал". Полиции и омона почти не было видно - только редкие постовые у перекрытых проходов к дворам.
А на мосту, перед самой Болотной, все вдруг встало на свои места. "Выйди на улицу, верни себе город": уличные протесты обрели форму настоящих столкновений, скорее напоминающих уличные бои.


Мы были не в самой голове колонны, и когда она встала, оказались где-то посреди моста. Сначала все по инерции заряжали кричалки и что-то пели. Минут через двадцать народ начал нервничать: что происходит непонятно, а подходящие с Якиманки люди начинают подпирать стоящих. Я попросила друга поднять меня, чтобы посмотреть, что происходит впереди - сразу за спуском с моста дорога была перегорожена грузовиками, стояли водометы и через всю площадь, рядов в 15 друг за другом омон, а за нами была многотысячная толпа. Прямо скажем, мне уже тогда стало жутковато. 
Вскоре попытались протиснуться вперед анархи, началось какое-то смутное движение. Мы попробовали пройти чуть вперед, дальше на мосту уже сидели люди, мы продвинулись насколько могли в сторону Болотной и оказались на стыке моста и набережной, где и провели следующие полтора часа.

А дальше все было по-настоящему: омон клубком "врезался" в толу, мелькали дубинки, кого-то вязали и космонавты отступали к своим. Минут через десять все повторялось снова. 
Сначала выглядело очень страшно: было ощущение, что людей там просто метелят, а потом растаскивают по автозакам. А потом стало ясно, что протестующие отвечают омоновцам, в том числе с успехом отбивая людей. Полетели камни, бутылки, древки флагов. В течение первых полутора часов толпа не отступала - она "пружинила" под натиском омона, но потом возвращалась примерно на те же позиции. Газ, фальшфайеры, сорванные и брошенные в реку каски - протестующие были настроены не менее серьезно, чем омоновцы. И ведь все это происходило уже после задержания "лидеров" марша!
Хотя в то же самое время почти никто не понимал, что происходит, что нужно делать, и чем вообще все это кончится, народ на переднем крае самоорганизовывался, сцеплялся, строил заграждения, пускал в ход то, что было под руками, но не сдавался. Было ясно, что не будет никакого митинга с речами со сцены, и что мосты забиты людьми, а впереди омон, и уйти будет не так-то просто. Раз в 15-20 минут меня поднимал на плечи кто-нибудь из друзей, чтобы я "посмотрела и рассказала, что там", пару раз это заканчивалось криками "они снова пи**ят людей, и совсем близко, опускай!". Уже потом, когда люди устали, а многих "бойцов" повязали, омон отрезал мост и мы отошли вглубь Болотной. Выход с нее на Ордынку был также перекрыт, и кто-то уже сказал "они что, нас всех повяжут?". Уже потом толпу рассекли на две части и стали выдавливать с площади..

Сегодня ездила к отцу, долго все это обсуждали. Папа у меня подполковник милиции, а сейчас работает в отделе обеспечения безопасности массовых мероприятий в администрации МО. Говорит, что омон действовал по известным схемам и планам, а что до месилова и избитых девушек/дедушек - все омоновцы "люди с нарушенной психикой", у которых очень быстро "планка падает". Я это знала и раньше, но вот вчера у меня возникло чувство, что протестующие это тоже знают, и они к этому готовы и идут туда сознательно.
Да, народ конечно отступал, и кидался от омона врассыпную, и пугался. Но толпа держалась на площади очень долго. И люди уходили с нее не с видом испуганных детей или жалких побитых собак. Они шли с чувством собственного достоинства и правоты. Было видно, что все очень устали, но те, кто вышли первыми, не расходились сразу, а дожидались остальных, приветствуя их аплодисментами и кричалками. "Мы придем еще..." и мне верилось, что придут.

Я знаю, что "подготовленных активистов" на вчерашнем марше было в процентном отношении не так много. Да, вчера явно пришел конец поры "интеллигентных мимимитингов", но мне не показалось, что большинство пришедших это испугало. За зиму эти люди закалились и, видимо, обозлились. Это уже не "хипстеры, нашедшие новый вид досуга", а люди, которые знают, чего хотят, и готовы за это бороться. Сегодняшний день - когда после вчерашнего "побоища" люди в течение всего дня выходили на улицы, организовывали стихийные шествия и митинги - тому подтверждение. Хочется верить, что это не конец, а только самое начало. 

соци-о, Москва, протесты, личное

Previous post Next post
Up