Буква "ты"

Jul 01, 2009 23:01

Вспомнила не так давно про один хороший детский рассказик Леонида Пантелеева "Буква "ты".  Малой очень понравился. Сейчас об этом писателе вспоминают не так уж часто. Хотя, по моему мнению, это -  классика детской литературы. Кто помнит, что Л.Пантелеев  - один из авторов знаменитой "Республики Шкид"?

Л. Пантелеев
Буква "ТЫ"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква-«я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:
-А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
-Ты?
-Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
-Буква «ты»?
-Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:
-Я и говорю: ты.
-Да не я, а буква «я».
-Не ты, а буква «ты»?
-Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется- «я»?
Нет, - говорит, -почему не понимаю? Я понимаю.
-Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется-«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я-это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква?
-Ну, вот что, - сказал я наконец,-ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
-Говорить?

-Ну-ну... конечно.
Вижу-молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
-Ну, что же ты?
-Я сказала.
_А я не слышал, что ты сказала.
-Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
-Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом-на ухо мне:
-Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек- не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
-Это кто? Она говорит: Это я.
-Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:
-Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился-вот-вот заплачет.

-Что же ты, -я спрашиваю,-понимаешь?
Понимаю, -говорит, - что это я.
Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
-Ясно, -говорит. - Это буква «ты».
-Да не «ты», а «я»!
-Не я, а ты.
-Не я, а буква «я»!
-Не ты, а буква «ты».
-Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
-Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
-Нет такой буквы! -закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
-Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
-Хорошо, - сказал я. -Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит.
Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, -решил я. -Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
-А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:
-Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
-Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
-Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
-Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».
И я сказал:
-Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.

Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»-«тыблоко», вместо «ярмарка»-«тырмарка», вместо «якорь»-«тыкорь» и вместо «язык»-«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

книги

Previous post Next post
Up