История Кореи позапрошлого века незаслуженно обходится без русских имен. На фоне куда более драматичных событий века двадцатого, приведшего к разделению корейского полуострова, еще более давние события отходят на второй план.
Тем не менее, Россия расширявшаяся на восток, да и не только Россия, преподносила любопытные истории, взаимодействуя с местными народами и государствами.
Среди тех, кто вышел на берег Кореи и оказал влияние на ее западнический уклон в архитектуре был штурман, родом из Украины, бывший кадет Петербургского Морского корпуса Афанасий Сабатин.
В общем вся его
биография изложена мной в википедии, хотя статья эта была написана случайно. В англовики кто-то из заграничных родственников Сабатина оставил информацию в кэше, по какой-то причине не превратив записи в статью. Я перевел ее и добавил ссылок.
А сейчас хочу выложить фотографии тех зданий и парков, над которыми работал архитектор. Надо сразу оговориться, что специализированного диплома у него не было.
Теперь я дополняю написанное картинками.
Первый корейский общественный парк (1884), разбитый в городе Инчхоне в районе Чемульпо, который управлялся концессией и куда Сабатин попал в самом начале. Не случайно парк назывался иностранным (западным), до этого парки были представлены японскими садиками. После корейской войны парк получил название Свободы и статую Макартура.
Однако, первым зданием по прибытию в страну была таможня (1883).
Надо сказать, что иностранцев в Инчхоне было много и им требовался клуб, где они проводили время и завязывали знакомства. Так появился "
Чемульпо Кинкаку" (1901). В нем можно было сыграть в рулетку, бильярд, поиграть на кортах в теннис, была библиотека и четыре учебных комнаты. Кинкаку, по-японски, клуб, поскольку во время оккупации в нем размещались японские офицеры, потом его заняли американцы. Когда-то его посещал даже король Коджон. Сейчас в здании расположен музей.
Фото из корейской википедии.
Но эти небольшие проекты затмеваются более масштабными зданиями в столице, такими как Отель Зонтаг и павильоны в Дворце
Токсугун.
Отель Зонтаг заслуживает того, чтобы на нем остановиться поподробнее. Он принадлежал Антуанетте Зонтаг, двоюродной сестре
Карла Ивановича Вебера, русского дипломата, сыгравшего в истории корейского двора значительную роль.
Он спас короля Коджона в здании русской миссии в Корее на один год, после того как японцы убили королеву Мин.
Отель известен тем, что его посетителями были Марк Твен и Черчилль и располагался в непосредственной близости к дворцовым стенам, что объясняется благосклонностью королевской семьи.
Фото 1910 года.
В отеле впервые на полуострове подавали кофе. До сих пор пить кофе по-русски -
это питие с добавлением водки.
Рекламный, как бы сейчас сказали флайер, сообщающий о 25 комнатах, горячей воде и французском шеф-поваре.
После прихода японской армии отель был продан в 1917 году и снесен в 1922 году. На его месте есть мемориальная табличка.
Возвращаясь к кофейным делам, надо сказать, что Сабатину поручили возведение кофейного павильона (1910) внутри дворцовых стен.
Кофейный павильон или Jeonggwanheon.
Сегодняшний вид. Внутри король слушал музыку, пил чай и принимал послов. В орнаменте бронзовых решеток присутствует олень и ветки буллочо, травы бессмертия, а по-русски женьшеня, выросшего в дикой природе, что особенно ценится в восточной медицине.
Фото из википедии.
Архитектор уловил глубину традиций. Детали колонны.
Фото из википедии.
Трудно себе представить насколько благоволить в глазах знати мог иностранец, но Сабатину поручили возведение второго дворцового павильона.
Королевская библиотека и банкетный зал, Jungmyeongjeon. В 1905 году в нем подписывался Акт о протекторате Японии над Кореей. Что внутри, можно посмотреть
здесь.
Фото из википедии.
Самое же величественное на мой взгляд сооружение - это арка Независимости, Dokripmun. Строилась по образцу Триумфальной арки в Париже. По свидетельству современников, использовался труд китайских рабочих.
Два передних столба когда-то сами представляли собой ворота, символизирующие единение с китайской династией Цин.
Они были снесены по предложению
Со Джэпхиля в 1897 году.
Ролик, в котором объясняется каждый элемент арки и особый "дух самообеспечения Кореи".
Click to view
Чтобы завершить рассказ в России, можете набрать фамилию Середин-Сабатин в контакте. Я сделал так, и был рад найти его потомка. Он сказал да, это мой родственник.