Голосовое-клиросовое, исследовательское

Feb 03, 2009 15:56

Я, в общем, о том же, о чем и все. Об унисоне.
Незнающие обычно говорят: ой, а разве знаменное чем-то отличается?
Что-то слышавшие говорят пренебрежительно: да что там ваше знаменное, унисон какой-то! Вот многоголосный партес - ого-го!
Единожды попробовавшие, а тем паче певшие энное время уже ничего не говорят, а тяжело вздыхают. Ибо унисон - это, брат, того...

ситуация, прямо скажем, почти идеальная, по крайней мере, внешне: почти все с консерваторским образованием, все слышат и любят то, что поют.
Однако же действительно профессиональный человек среди нас лишь один - закончивший МДА, регент наш. Ну, по Сеньке и шапка. Остальные консерваорцы - пианисты и музыковеды, не занимавшиеся или слегка занимавшиеся вокалом, имеющие ограниченный опыт пения в профессиональном хоре.

Поэтому чисто вокальные задачи каждый решает в меру сил своих. И унисон у нас, хоть и приличный, но разный, разный.
Я не открою Америку, если вспомню о наличии "звуковой зоны". Ну то есть каждый извлекаемый голосом, а тем более хором, звук - как правило, не есть четкое попадание в высоту 440 Гц, а есть охват некой зоны этого звука - от и до. И это не плохо, это просто следствие обертонов, следствие индивидуальных особенностей звукоизвлечения.

Буду говорить "со своей колокольни".
У меня совершенно четкая тенденция к занижению, которую я обычно не слышу. Зато слышат другие. Только недавно я научилась улавливать стремление моего голоса "западать в горло" и целенаправленно "выводить" его к губам, направляя в область носа и лба. И удерживать в позиции "выше, чем мне бы хотелось". И все же не всегда получается :(
В нашем хоре удобнее всего петь с Сашкой - именно потому, что у него очень "широкий", обертоново насыщенный голос. Попасть в его "зону звука" элементарно.
А вот с Русланом, у которого очень четко оформленный тембр, петь трудно. Потому что он абсолютник и плевал на наши "зоны". Он поет свои 440 Гц и иногда чуть выше, и мне приходится трудиться, трудиться и трудиться, поя "выше, выше и выше" - причем не в значении выше по диапазону, а в значении выше по позиции.
С девчонками в чем-то проще, а в чем-то труднее: у Олеси тоже очень узкий и при этом открытый, с "народным оттенком" голос, но пристроиться друг к другу нам удается. С Аленой труднее, ибо голос ее очень неустойчив и неровен по качеству звука в разных фрагментах диапазона.

И каждая служба - это решение многих задач такого рода. А в руководствах по знаменному пению сказано: "едиными усты и единым сердцем", и ни слова про эти задачи. Как бы нам в наше скептическое время обрести единое сердце?

церковь

Previous post Next post
Up