Jan 29, 2009 10:14
Анализ ток-шоу "Пусит говорят"
Ток-шоу "Пусть говорят" занимает зрительское внимание на Первом канале с понедельника по четверг вот уже не первый год. Все психические, физические и социальные аномалии - в гости к Малахову. Здесь с распростертыми объятиями встречают малолетних беременных, матерей, бросающих своих детей, писателей-матерщинников и депутатов-порнорежиссеров. Музыкальная заставка, как сирена, призывает к просмотру передачи. Количество «странных людей» в ток-шоу впечатляет. Это герои, не следующие принятым образцам или готовые на публичную демонстрацию своих неприглядных сторон, совершающие аморальные поступки и признающиеся в этом. Думаю, чаще всего такие персонажи создаются усилиями сценаристов и актеров. Они могут наделяться положительными чертами, обнаруживать качества, подлежащие общему осуждению (студентка, ищущая богатого покровителя), или действовать весьма эксцентрично (жена, прячущая деньги для любовника в гробу попугайчика на дачном участке).
В студии звучат противоположные точки зрения, которые должны уравновешиваться нейтральностью ведущего. Однако, обстановка в студии Малахова напоминает небезызвестную "Воронью слободку", где все разом орут, судят сгоряча, рыдают, поддавшись коллективному психозу, затыкают рот друг другу и ведущему. Обычно единственно правильный ответ отсутствует, и зал долго перебирает разные версии. Но при этом анализ проблемы вытесняется мнениями, построенными на эмоциях, яркости высказываний, или заменяется набором готовых суждений. Участники программы, обмениваясь репликами, воспроизводят не слишком широкий репертуар клише, который в основном складывается из оценок. Обсуждение возвращается к тому же, с чего началось, и, конечно же, изобилует повторами. Декорации студии, преимущественно красного цвета, дополняют и без того накаляющуюся обстановку.
В принципе, ток-шоу Малахова вполне оправдывает свое название - "Пусть говорят". Действительно, пусть говорят - неважно, о чем, неважно, в каких выражениях, тем более что в общей сваре порой понять вообще ничего не возможно. Тогда Малахов, главная задача которого как ведущего заключается в том, чтобы перекричать присутствующих в студии, объявляет рекламу, после чего прежние герои куда-то испаряются и появляются новые. Они тоже не успевают ничего толком рассказать о себе, поскольку возбужденная студия немедленно бросается их защищать или осуждать, и Малахов на пределе голосовых возможностей призывает аудиторию к порядку, но, не добившись желаемого, вновь уходит на рекламу. Среди ролей, задействованных в ток-шоу, особое место, безусловно, принадлежит ведущему. Это известный «медийный» человек, индивидуальный стиль которого во многом определяет имидж программы. От него зависит драматургия шоу - психологическая атмосфера, нагнетание и разрядка обстановки, контроль эмоций аудитории. Он задает рамки, в которых проходит беседа: будет ли это доверительный разговор или провокативное шоу.
В конечном счете в российских ток-шоу еще только ведется поиск оригинальных ходов и форм представления сюжетов.